Чаще всего свидетелей вызывают на допрос повесткой, как того требует закон. В нашем уголовном деле свидетелей просто задерживали, что само по себе является преступлением (ст. 302 УК РФ). К одному свидетелю вломились в квартиру, провели обыск и изъятие техники без каких либо бумаг, документов, постановлений, разрешений и т. п. Ему подкинули наркотики, задержали его друзей, которые пришли к нему во время обыска, увезли всех в ФСБ и продержали до утра, заставляя стоя на коленях читать 205 статью УК РФ. Стоит ли говорить, что это целая куча преступлений? И стоит ли говорить, что дело в отношении сотрудников возбуждено не было?
Еще один свидетель был несовершеннолетним. К нему тоже приехали с обыском, орали на него, угрожали арестом и отвезли посередине ночи в другой город на допрос.
Вообще большинство свидетелей в нашем деле прошли через обыски. Сегодня обыск стал неотъемлемой частью допроса свидетелей. Органы должны заставить его считать, что грань между статусом свидетеля и обвиняемого даже тоньше, чем между друзьями оперов и понятыми.
Свидетель должен бояться, что а) ему что-нибудь подкинут; б) найдут что-то законное, но очень интересное для Центра борьбы с инакомыслием (ЦБИ); в) на него есть какая то информация (неважно правдивая или нет), и он только по милости ЦБИ еще не в наручниках.
Все это должно склонить свидетеля помогать ЦБИ. Эта помощь может выражаться в сливе или оговоре. Свидетель должен думать, что другого варианта не стать обвиняемым нет. Если очевидно, что тот не может стать обвиняемым, сотрудники ЦБИ будут угрожать проблемами близким (увольнение, отчисление, обыск с безвременным изъятием техники или обыск с подкидыванием наркотиков или оружия). Скорее всего, они лукавят, но лучшее, что можно тут сделать - не вести себя нагло или вообще притворится растением. Если ЦБИ увидит, что от вас мало пользы и угрозы их погонам вы не представляете, то, скорее всего, отстанет. Наглые свидетели заставляют сотрудников нервничать, злится и срываться. Если он сорвется на прямые угрозы, то появится вероятность, что его бычьи мозги еще некоторое время будут считать выполнение угрозы делом чести. Но большинство сотрудников опер отдела ЦБИ хитрее, и угрозы в быдло стиле это просто инструмент, как лесть, подкуп, шантаж, сочувствие и т. п.
Каким бы то ни было способом, но вы оказались на допросе в качестве свидетеля. По логике, свидетелю не от чего защищаться, но законодательство предусматривает возможность участия в таком допросе адвоката. И этим НЕОБХОДИМО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Адвокат нужен не любой, а только тот, кто имеет представление о происходящем или о вас. Он может быть адвокатом других свидетелей и даже обвиняемым. Единственная возможная причина отвода адвоката, которая нам тут интересна - противоположные позиции его подзащитных. А поскольку у свидетеля нет ни позиции, ни интересов, все должно быть нормально.
В любом случае зовите адвоката. Следователь разъяснит вам право позвать его, и вы должны будете расписаться за это. Распространены случаи, когда людям говорят: «мы не можем позвать его» или «хорошо, зови, но изъятый у тебя телефон мы не дадим» или телефон таки дают, человек не дозванивается и допрашивается без адвоката.
Это ошибка, чуваки. Делайте все, чтобы приехал адвокат и не по приглашению следователя, а ваш по договору. И если вам не дают делать все, (например, ждать), то пишите об этом в замечаниях на протокол: «следователь не разъяснил мне право пригласить адвоката" или "на мою просьбу о приглашении адвоката следователь ответил, что свидетелю адвокат не положен, в связи с чем я не смог дать показания». И все в этом духе.
Эта тема слишком большая, чтобы уместить ее в двух постах, но крайне важная для тех, кто никогда не был на допросах. Там все начинает работать иначе, в том числе и твоя голова. Продолжение следует....