На LXXVII заседании Воронежского клуба политологов профессор Владимир Слатинов провел подробный анализ обещанной год назад темы «Органы местного самоуправления в условиях конституционных перемен и политических трансформаций».
С 2012 г. федеральная власть постепенно усиливает политический контроль над региональной
Произошло укрепление политической легитимности губернаторов процедурой «фильтрованных» выборов, частично переданы некоторые федеральные полномочия регионам. Следствием такой стратегии стала передача региональным властям полномочий по модерации порядка формирования и характера ресурсного обеспечения местной власти. Фактически региональные власти сейчас определяют модель ОМСУ на своей территории. Профессор представил пять действующих моделей ОМСУ. В региональных столицах ЦЧР происходит переход от варианта «сити-менеджера», «заместителя губернатора по областному центру» к варианту «сильный мэр», выдвинутый губернатором и избранный депутатами.
В. Слатинов представил картину, часто драматическую, современных отношений губернаторов и мэров столиц ЦЧР. Воронежу требуется публичная легитимация главы города через процедуру выборов: сохранение мэра лишь как хозяйственника, завхоза в миллионном городе недостаточна. Кроме того, наблюдения подтверждают, что отказ от выборов градоначальников не защищает от политических флуктуаций. Возможный политический (партийный) статус мэра – это попытка консолидировать лояльный электорат перед выборами. В. Кстенин как политик выигрывает от партийной нагрузки.
Общим трендом является «вертикализация» ОМСУ, снижение их автономности и влиятельности граждан
Создание органов ТОС, запуск программы инициативного бюджетирования – это попытка обменять отказ граждан от прямых выборов и участия «за возможность выбрать цвет скамеек в парке». Неизбранные мэры остаются носителями низкой легитимности. Предпочтительной траекторией развития должны стать децентрализация, повышение ресурсной обеспеченности МСУ, возможно, через интеграцию муниципалитетов. Вариативность моделей МСУ в региональном законодательстве делает систему управления более гибкой и эффективной. В Воронежской области, по мнению профессора, сформировано одно из самых либеральных законодательств о системе МСУ.
По мнению профессора Александры Глуховой, авторы новых конституционных поправок, как и многие управленцы, стремятся к строительству единой властной вертикали. Статья 12 Конституции о независимости органов МСУ от госвласти, напротив, защищала «гражданскую» природу этого уровня, оберегала выборные институты. В XXI в. эффективная и современная власть может быть только выборной и подотчетной гражданам. «Нашему региону очень повезло, что областью девять лет управлял Алексей Гордеев». Политик понимает значимость института выборов и очень долго оберегал прямые выборы мэра Воронежа. Напротив, профессор Сергей Рудаков (КПРФ) считает разделение властей и местное самоуправление буржуазными институтами, не отражающими интересы граждан. Граждане же заинтересованы в сильной управленческой властной вертикали, очищенной от олигархических элементов.
Исполнительный директор ИОМ «Квалитас» Александр Романович поделился неутешительными для власти результатами социологических замеров: воронежцы более-менее знают только губернатора, в то время как остальных политиков путают и не наблюдают за ними. Социолог зафиксировал взаимосвязь: респонденты, которые знают своего мэра и следят за его работой, чаще положительно его оценивают. Напротив, неосведомленность о деятельности политиков порождает больше отрицательных оценок. Выборы мэра естественным образом повысят узнаваемость градоначальника, горожане внимательнее будут следить за его деятельностью и ему засчитывать улучшения в городском хозяйстве. Доцент кафедры социологии и политологии Ольга Сиденко поделилась результатами межрегионального исследования адаптационного потенциала политических систем ЦЧР: негибкие системы регионального управления нарушают баланс полномочий и ответственности.
Гражданам пока не дают реальной возможности участвовать в местном самоуправлении
По наблюдениям руководителя реготделения фонда «Городские проекты» Юрия Родионова, все осознают необходимость возвращения средств на местный уровень, вводятся новеллы в ФЗ-131, которые, впрочем, не меняют систему бюджетных отношений. В итоге МСУ не работают из-за институциональных, часто формальных, ограничений. По результатам собственного опроса воронежских экспертов зафиксировано ожидание большего вовлечения граждан в коммуникацию с местной властью, но с сохраняющейся низкой эффективностью. Гражданам пока не дают реальной возможности участвовать в местном самоуправлении.
Председатель комитета по местному самоуправлению Воронежской областной думы Артём Зубков не согласился с мнением об исключительно «компенсаторских» функциях ТОС и инициативного бюджетирования. Названные институты стали настоящей школой гражданской ответственности и солидарного действия для населения. Без этих способностей органы МСУ не будут работать. К сожалению, жители сельских территорий проявляют большую сплоченность и вовлеченность в новые форматы самоуправления, более требовательны к местной власти, чем жители Воронежа.
Депутат Госдумы Андрей Марков поделился своими практическими наблюдениями, почерпнутыми из поездок по сельским муниципальным районам области. В сознании большинства людей власть не разделяется на ветви и уровни: зачастую они могут обратиться с одними и теми же проблемами и к главе сельской администрации, и к президенту во время прямой линии. Сам термин «единая система публичной» власти, юридическое определение которого дано в законе о Госсовете, как раз интуитивно понятен людям. Удачной стала наша инициатива по введению нового типа муниципального образования – «муниципальный округ». Это позволило остановить «бюрократическое» создание городских округов на сельских территориях, оптимизировать управление и сохранить сельские льготы. Депутат напомнил, что всегда публично поддерживал идею прямых выборов, «так как руководитель миллионного города, да и в принципе высшее должностное лицо любого муниципалитета, хочет он того или нет, вынужден быть политической фигурой, согласовывать интересы многочисленных групп интересов и иметь при этом достаточный ресурс легитимности и независимости». В этой же логике лежит идея по законодательному перераспределению бюджетов: у муниципальной власти должны быть больше собственных финансов для выполнения своих обязательств.