Обращение в связи с акцией 23 января 2020 года.
15 марта 2011 года в столице одной страны состоялось демонстрация. Все началось с того, что на улицы столицы вышло несколько сотен человек. Участники протестов были задержаны.
На следующий день протестующие были разогнаны вновь.
А 18 марта во время следующей волны акций протеста погибло 383 тыс. человека. Затем в больнице скончался еще один пострадавший от действий полиции.
Нельзя сказать, что требования участников протеста были какими-то неправильными. Они требовали отмены чрезвычайного положения, которое действовало в этой стране в течение целых 48 лет, и освобождения политзаключенных.
Сегодня мы хорошо знаем эту страну. Гражданская война в ней унесла 3 миллиона жизней. Эта страна называется Сирия.
А тогда, в марте 2011 года, когда все еще можно было изменить, уступать не хотел никто. Это сегодня мы понимаем: прояви участники конфликта добрую волю и здравый смысл, и судьба этой страны сложилась бы иначе. Без ИГИЛов*, лагерей беженцев и гибели почти 2% населения страны.
Мне бы очень не хотелось, чтобы сирийскую историю мы изучали на собственном опыте.
А пока страсти разгораются. Обе стороны конфликта имеют большие шансы потерять контроль за развитием ситуации. Все-таки мы должны помнить о том, что и Башар Асад в начале конфликта был не самым глупым человеком. И видеть риски происходящего должен был неплохо. Все-таки он врач-офтальмолог по профессии.
Я призываю наших несовершеннолетних граждан не принимать участие в уличных акциях. Убежден, что свою позицию можно выразить и без рискованных кроссов.
Я призываю всех участников несогласованной акции вести себя сдержанно, корректно, не поддаваться на провокации, не совершать самим их, сделать все, чтобы протест привел к тому, чтобы его услышали власти, а не дежурный по разбору в отделе полиции.
Я призываю журналистов помнить, что освещать общественное событие и участвовать в нем - это не одно и то же.
Я призываю власти максимально лояльно относиться к участникам протеста, понимая, что люди, не согласные с достаточно спорными действиями в отношении Алексея Навального, должны иметь возможность выразить свою позицию.
Я призываю сотрудников полиции действовать в интересах гражданского мира и прав человека, не допуская перегибов и нарушений, соблюдая баланс между обеспечением порядка и уважением к правам граждан. Физическая сила и задержание должны применяться только там, где их неприменение создаст большую общественную опасность, чем их применение.
Я призываю всех, кто окажется на улицах помнить о своей ответственности за судьбу страны и общества, понимать, что маленькое, и казалось, малозначительное нарушение, может привести к значительным последствиям.
Я убежден, что в наших силах сделать так, чтобы акции протеста прошли мирно. И после этих акций не стало еще хуже, чем было до них.
Давайте постараемся обеспечить в нашей стране гражданский мир!