25 декабря на сайте Законодательного собрания РК появилось пафосное заявление о том, как депутаты помогли кондопожским педагогам получить заработную плату. На самом деле и жителям, и системе образования Кондопожского района под новогоднюю елочку отнюдь не подарок положили, а подложили мину, причем большому количеству педагогов подписали приговор их трудовой биографии.
Но обо всем по порядку.
Месяц назад я писала «про министра пяти регионов, город-сад и его хозяйку» - город Кондопогу, в котором в результате оптимизаций последних лет сокращены 30% педагогов, все детские сады города объединены в один детсад №20 «Колосок» с 1600 малышами и более 500 сотрудников, а с 1 января 2021 года планируется закрыть еще 6 групп и сократить еще 24 сотрудника. При этом району не хватало 63 млн руб. на выплату зарплаты последних двух месяцев уходящего года.
Для того чтобы публично/пафосно объявить о том, что заработная плата педагогам будет выплачена, 3 ноября было созвано внеочередное заседание профильного комитета в Законодательном собрании Карелии. Председатель парламента публично выдал поручение Контрольно-счетной палате РК (КСП) провести анализ расходования средств субвенции, переданной району на реализацию госгарантий на образование, а министр образования пообещал выделить половину недостающей суммы.
Спрашивается, для чего было так громко дано поручено КСП, да еще и со сроком исполнения до 9 декабря?! Логика действий подсказывает, что если контрольный орган при анализе использования районом субвенции выявит проблемы с формированием объема субвенции, за что отвечает правительство РК, то район получит вторую половину необходимой суммы. И срок был поставлен неслучайно – 10 декабря проходило заседание ЗС, на котором в том числе вносились изменения в бюджет 2020 года и можно было предпринять необходимые действия. В предшествующий день (9 декабря) планировалось подведение итогов работы КСП на совещании в Заксобрании, но… ничего не произошло со ссылкой на неготовность палаты.
Выводы КСП к тому времени сделаны были, но они явно не устраивали Минфин. Явно была выбрана тактика затягивания процесса подведения итогов проверки, выкручивания рук администрации Кондопожского района и принуждения к тому, чтобы она взяла кредит на 31 млн руб. для выплаты зарплаты. Кредит бюджетный, с возвратом и под обязательство проведения очередного «финансового оздоровления».
Как только соглашение о кредите было подписано, в заксобрании было назначено совещание по подведению итогов проверки – на 18 декабря. Без камер, видеотрансляции и, конечно, уже без председателя парламента. Да еще и в страшной спешке, так как председателя Комитета по образованию поджимало следующее совещание. Специально, видимо, так было и устроено – чтобы кроме доклада КСП, Минфина и сообщения администрации района больше никто не успел бы ничего спросить и сказать.
Из заключения КСП и доклада ее председателя на совещании следует, что:
- «расчет нормативов на обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования не является достаточно прозрачным и открытым»;
- Минобром РК не представлены обоснования нормативов;
- отсутствует правовое регулирование порядка расчетов коэффициентов, используемых для определения нормативов. Их расчеты в КСП также не представлены;
- нормативы не учитывают малокомплектность в дошкольном образовании.
И главный вывод контрольного органа – «установить реалистичность расчета расходов бюджета Республики Карелии на указанные цели не представляется возможным»!
Конечно, есть вопросы к руководству Кондопожского района. В действиях администрации, самой установившей коэффициент 1,51 при выделении средств детсаду «Колоску», а затем требующей от него очередной оптимизации для снижения расходов, мало логики. Но и нет никакой уверенности в том, что Минобр РК под руководством Минфина не минимизировали норматив настолько, что он не является никакой гарантией нормального образования, а превратился в фиговый листок, уже и не прикрывающий прореху в финансировании. Очевидно, что вызывающие претензии действия районного руководства являются производными от невыверенной методики формирования субвенции, необоснованных подушевых нормативов, несовершенной нормативно-правовой базы – то есть финансовой политики региональной власти в сфере образования.
На основе таких выводов КСП следовало бы принять два главных решения:
- выделить району вторую половину недостающих средств;
- провести тотальную ревизию нормативов финансирования, качества методики формирования субвенции и нормативно-правовой базы.
Именно поэтому на совещании я потребовала прекратить оптимизацию, убивающую образование и цивилизованные условия труда, а также провести проверку достаточности норматива финансирования.
Собственно, об этом я направила обращение к главе РК А.О. Парфенчикову еще 4 декабря с целым пакетом предложений, главное среди которых - поручить Контрольно-счетной палате Республики Карелия провести проверку достаточности объема норматива на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в Республике Карелии.
Вместо этого правительство Карелии выкрутило району руки и вынудило взять кредит в обмен на программу нового этапа оптимизации. Эту программу район заставили принять 18.12 – перед самым началом совещания в заксобрании. Весь удар приходится на единственный детсад города – «Колосок». Он предполагает сокращение с 1 апреля и с 1 июня 2021 года такого количества сотрудников, которое можно считать астрономическим по меркам учреждения и района. При этом, важно заметить, что КСП в своем анализе указывает на то, что количество штатных единиц по должностям заместителей директора, музыкального руководителя соответствуют нормативам численности, рекомендованным Минтруда РФ, а по целому ряду должностей вспомогательного персонала оно ниже нормативного.
Глава РК А. Парфенчиков в своем ответе от 24 декабря на мое обращение сообщил о применении «формализованных подходов» при предоставлении субвенций муниципалитетам – исходя из численности обучающихся и нормативов. Но ни слова не сказал о самой главной проблеме - достаточности установленных нормативов и о готовности ее проверить, как и о готовности довести структуру и содержание норматива до сведения педагогической общественности и родителей обучающихся республики, в ответ на мои предложения в обращении. Много сказано о якобы активной работе рабочей группы по усовершенствованию нормативов на обеспечение государственных гарантий при Минобре РК, но ни слова о готовности заслушать итоги ее работы на заседании правительства РК в ответ на мое предложение. В общем, «формализованный» ответ с уходом от существа проблемы, да еще и приправленный, мягко говоря, не совсем правдой о том, что «в настоящее время… прорабатывается вопрос предоставления бюджетного кредита» району. Его в то время, когда глава подписывал эти слова, педагоги района уже тратили в магазинах, еще не подозревая, что кому-то из них придется заплатить за это потерей работы.
Вот такая недетская война ведется с детским садом и с местным самоуправлением. И это лишь один пример того, как лицемерен пафос с высоких трибун властного большинства, как несовременна и губительна проводимая им политика в сфере образования, как, впрочем, и во многих других сферах.
Готовлю новое обращение главе РК. Артур Олегович, жду ответов по существу! Их ждет и Кондопожский район! И все другие районы республики, задыхающиеся в петле бесконечных "оптимизаций". Отправлю запрос и в прокуратуру РК, которая должна стоять на страже прав граждан.