Один из журналистов, пишущих о работе Псковского областного собрания, написал, что его «каждый раз поражает эта вымученная дотошность», когда я требую на сессии представителей администрации выступить с докладами по принципиальным вопросам повестки дня и потом задаю им вопросы.
Ведь «законопроект вывешивается на сайте регионального парламента, потом тщательно обсуждается на заседаниях комитетов… Зачем в десятый раз слушать один и тот же доклад по проекту закона? Почему не перейти сразу к вопросам?». Вот, мол, депутат, «заставил докладывать» бедного чиновника. Про «десятый раз» совсем смешно и грустно, потому как это просто примитивное вранье, но сейчас речь не об этом.
Неудивительно, но очень показательно: обществу старательно прививают мысль о том, что парламент – только подразделение реальной власти, сопровождающее работу чиновников. И он является таким несущественным, что любое его «облегчение» (например, то же сокращение числа депутатов) есть благо – вот, мол, лишние люди, непонятно, чем они заняты и что они делают, зачем и кому они нужны.
Главная общественная функция парламента – представительская – сознательно и старательно уводится из понимания общества. Кого представляют депутаты? По логике исполнительной власти, они – такие же чиновники, только за них проголосовать почему-то надо, вот бы их назначали другие начальники – было бы просто и понятно.
Представление о работе парламента как «машины в себе», а не «общественной машины» – как раз отсюда, из этого совершенно искаженного и опасного восприятия.
Публичность в деятельности парламента любого уровня – принципиально важный вопрос. Парламент сам по себе – это общественное место, место для дискуссий, место открытости власти.
Нет никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков. Поэтому вопрос о бюджете – это публичный вопрос, в том числе доклад, а не только вопросы к проекту закона. Не губернатор и администрация принимают бюджет, областной парламент принимает бюджет. Не губернатор платит собранию, а собрание (представитель народа) платит всем чиновникам, в том числе губернатору. Депутаты – это работодатели всех чиновников, представляющие народ.
Вопрос о бюджете фонда обязательного медицинского страхования важен для каждого из 623,5 тыс. жителей Псковской области, потому что это деньги для медицинской помощи каждому (кто живет и лечится в Псковской области) на весь год. И доклад о том, из чего и как складываются эти деньги, важно услышать в публичном пространстве – на сессии, которая транслируются в открытом эфире.
Вопрос о стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2035 года – это не технический вопрос на задворках сессии, а вопрос о жизни и судьбе более чем 600 тыс. человек. Строго говоря, перед ними, а не формально перед депутатами выступает чиновник, рассказывающий об этой стратегии – и быль, и небылицы. Общество должно это слышать.
Любое уничижение парламента есть либо глупость, либо прямое зло. Открытость в работе парламента отражает его народность не в попсовом, а в политическом, изначальном смысле слова.
"...Уничижение парламента есть либо глупость, либо прямое зло..." - и не просто зло , а зло с умыслом, в противном случае государством управляют идиоты!