Отношение к фильму Учителя во многом зависит от того, умеете ли вы наслаждаться метафорой.
Это кино про кино. Не то, которое группа, а то, которое художественное.
Искренне недоумеваю, почему родственники Виктора Цоя были против выхода фильма. Съемочная группа весьма щепетильно относится ко всему, что может "совпасть с реальностью".
История водителя Павла Шелеста, который 15 августа 1990 года на трассе Слока - Талси столкнулся с «Москвичом» Виктора Цоя, выдумана. Как там обычно пишут: все совпадения случайны. Но их, этих совпадений намеренно слишком много, чтобы показать, как кумиры могут менять нашу жизнь даже после смерти. Даже если ты никогда не был с ними знаком.
Роуд-муви с десятком сюжетов можно воспринимать по-разному. Это памятник уходящей эпохе с ее бунтарством и настоящестью. Это притча о настоящей любви и потере. О том, как она ощущается и переживается. Водитель автобуса, как Харон, переправляет гроб с телом Цоя и его близких от страдания до принятия. Есть почти детективная линия, которая перерастает в философское "что будет дальше" и "авторское наследие".
"Цой" - вовсе не про Цоя. Хотя каждый образ легко считывается. Он точен до цепочки поверх рубашки или суетливого подергивания плечами. Это фильм про отношения. Про очень ламповое, что из квартир-то не принято выносить. Про людей, которым отведено очень короткое время побыть настоящими и грешными. Про озарение узнавания и пророческое "Цой жив".
Получилась очень метафоричная и неспешная картина. Местами даже слишком. Поэтому любителям внятных ответов и ровных историй я бы этот фильм рекомендовать не стала.
Это фильм для тех, кто любит заморочиться призрачным "что имел в виду автор", и тех, чье внутреннее замирает от "что было бы, если".
"Цой" как калейдоскоп: как повернешь, так узор и оформится.