В Российской империи всегда живо интересовались всем, что происходило в Палестине. Русские императоры лелеяли надежды не только на освобождение Царьграда от турок и восстановление Византии, но и на обретение Святой Земли, как некогда в эпоху крестовых походов мечтали римские папы и европейские властители.
В XIX веке интерес к Святой Земле вышел на новый общественный уровень. В 1859 году был открыт Палестинский комитет, целью которого была помощь в устройстве русских гостиниц, больниц, храмов и прочих богоугодных заведений для православных паломников. Комитет просуществовал недолго и был преобразован сначала в Палестинскую комиссию, а потом в 1882 году в Православное палестинское общество. В 1889 оно получило почетное наименование Императорское (ИППО).
Знак ИППО
Его первым председателем стал великий князь Сергей Александрович.
Под его руководством ИППО стало и чем-то вроде туристического посредника между российскими паломниками и Святой Землей, и общественно-просветительским движением для тех, кто никуда ехать не собирался, но живо интересовался далекой и загадочной Палестиной.
На рубеже веков общество активно открывало свои региональные филиалы, в том числе и в Орле. Орловский отдел Императорского православного палестинского общества был основан 15 мая 1899 года. Инициатором открытия стал орловский епископ Никанор (Каменский), который с января 1899 года возглавлял Орловскую и Севскую епархию.
До этого в Смоленской и Дорогобужской епархии он был председателем Смоленского отдела Палестинского общества. Поэтому на новом месте он решил продолжить эту деятельность. Организация существовала на общественные пожертвования и членские взносы. Активное участие в сборе общественных средств для открытия отделения Палестинского общества приняли тогдашний губернатор Александр Николаевич Трубников и управляющий орловским отделением Госбанка Виктор Антонович Арцимович.
Трубников
Им активно помогал известный общественный деятель Орловской губернии, член ученой архивной комиссии, помещик Ф. Ф. Похвалинский. Последний открыто заявил, что «…я охотно присоединяюсь к организации русского паломничества, которое уже прославилось на весь христианский мир своими постройками в Палестине…». Эти слова наверняка тоже способствовали притоку участников в общество и сбору средств. В Орле XIX века Ф. Ф. Похвалинский был известен как любитель истории и большой чудак, а также своим оригинальным домом-замком в стиле эклектики. Дом-башня Похвалинского находился на территории современной Пролетарской горы, близ дома №16 в Почтовом переулке. Он был снесен в 1930-е годы и известен только по фотографиям.
Правление орловского общества первоначально состояло из председателя, его товарища и казначея. Первым председателем орловского отделения стал владыка Никанор. Товарищем (заместителем) стал лично губернатор Трубников. А казначеем избрали священника Петропавловского кафедрального собора, протоиерея Михаила Васильевича Смирнова. Все члены должны были вносить ежегодно в кассу отдела от 10 до 25 рублей серебром. Часть этих денег отходила центральному ИППО (на эти средства оно строило в Палестине храмы, монастыри и подворья, бесплатные школы для местных православных, а также больницы, столовые и гостиницы для русских паломников).
Одна из построек ИППО в Палестине
А часть оставалась в распоряжении орловского филиала и шла на его просветительскую деятельность. Через пять дней после открытия ИППО в Орле в него входило уже более 200 человек, которые внесли 3000 рублей. Это были представители духовенства и интеллигенции, военные, купцы, мещане и крестьяне.
На устраиваемых обществом в Орле Палестинских чтениях его члены выступали, например, с такими темами: «О тяжелом положении православных в Святой Земле», «О противодействии Палестинского общества католической и протестантской пропаганде на Ближнем Востоке», «Об улучшении условий паломничества из России в Святую Землю», «Об устройстве школ и больниц в Палестине», «О географическом положении Святой Земли, о ее обитателях, климате». А еще на чтениях показывали «туманные картины» (вероятно, так именовались диафильмы), давали вечера духовных и народных песнопений, а также раздавали бесплатные листки с видами святых мест Палестины. Проводили чтения в Орле в Богоявленской церковно-приходской школе при одноименном храме.
А также в Брянске, Ливнах, Севске и Кромах. Всего в 1906–1908 годах было проведено 879 Палестинских чтений с общим количеством участников более 5000 человек. В 1910 году обществом была открыта бесплатная библиотека. В ее фонде были очерки по истории Святой Земли, «Странствования Василия Григорьевича Барского по святым местам Востока 1723–1747 гг.», «Очерки из библейской географии», собрание туманных картин (217 экз.) по истории Святой Земли. Чуть позже ее объединили с библиотекой другого общественного объединения Орла - Петропавловского братства.
После 1917 года Императорское палестинское общество разделилось на две независимые организации - российскую и зарубежную. В 1918 оставшаяся в России часть общества была переименована в Российское палестинское общество при Академии наук. Но это образование и его судьба уже совсем другая история. В 1992 году Императорское палестинское общество вновь возобновило свою работу под историческим названием. Минюст РФ признает его одновременно и правопреемником того ИППО, которое существовало до 1917 года, и РПО, существовавшего в советское время. Однако деятельность его сильно отличается от того дореволюционного объединения. Лекций члены общества не читают, брошюр с картинками не распространяют и паломниками тоже интересуются мало. Верхушка нового образования под старинным названием скорее напоминает элитный клуб любителей истории.
В наши дни его глава - бывший премьер-министр РФ Сергей Степашин. На местах в тех городах страны, где открылись филиалы общества, их деятельность больше напоминает прежнюю. Есть такое отделение и в Орле (председатель орловского отделения - С. В. Фефелов, заместитель - В. А. Ливцов). По их инициативе в 2016 году в Орле на улице Московской был открыт памятник великому князю Михаилу Романову.
На постаменте памятника наблюдательные горожане могут заметить знак возрожденного ИППО.
Нина Степанова, Дарья Фурманская