Врач и депутат регионального парламента Артур Гайдук стал гостем программы «Шлосберг Live» на канале «ГражданинЪ TV». Пресс-служба Псковского «Яблока» собрала его основные высказывания.
Об отношении людей к коронавирусу
Люди уже переболели страхом, они устали бояться. Большинство пациентов встречает врачей скорой уже без маски. Во многом повторный всплеск заболеваемости возник потому, что люди переслали использовать средства индивидуальной защиты.
Я очень подвержен респираторным вирусным заболеваниям. Болею ими раз в два месяца. В последний раз болел в апреле. После этого люди массово стали носить маски. Лето я пропустил, у меня были «каникулы» по респираторным вирусам. Заболел в сентябре. Получается, что я не болел четыре месяца. Это первый раз за много-много лет. Связываю это только с тем, что массово применялись средства индивидуальной защиты. Маски, несомненно, эффективны. Это главный способ уберечь себя и окружающих.
Страх не всегда вреден. В этом случае даже полезен.
Об уроках первой волны для медиков и государства
С масками и специальными СИЗ для перевозки больных с COVID-19 проблем нет. Опыт копится. То, что считалось истиной месяц назад, сейчас уже подвергается сомнению. Думаю, так будет продолжаться еще какое-то время, пока ситуация не устоится в каких-то определенных границах и схемах лечения, которые действительно будут работать.
О "второй волне" ковида
Чтобы эпидемия остановилась, определенный процент населения должен переболеть. Каждый вкладывает свое в понятие «вторая волна». Я считаю, что «вторая волна» - это когда люди начали заболевать по второму разу. Думаю, что сейчас идет второй всплеск первой волны. Прекращение использования СИЗ и сезонный всплеск – из-за этого сейчас растет число заболевших.
О повышенных рисках для медиков
За время пандемии в Псковской городской больнице умерли три врача-реаниматолога. О безвредности вируса SARS-COV2 по сравнению с вирусом гриппа говорить не приходится, потому что за все предыдущие годы эпидемии гриппа такого не было. Смертность среди медиков очень высокая.
О закрытии инфекционных отделений в межрайонных больницах Псковской области
При идеальном построении здравоохранения инфекционных отделений внутри зданий больниц быть не должно. Должны быть отдельные здания для инфекционных отделений с тамбуром, с боксами. С этой точки зрения я понимаю решения о закрытии инфекционных отделений, находящихся в общих зданиях. Но на практике больные с другими инфекционными заболеваниями тоже должны где-то лечиться. И как эта задача будет решена при закрытии инфекционных отделений в районных больницах, не ясно.
Об оптимальной системе финансирования здравоохранения
Конечно, должно быть бюджетное финансирование. Есть учреждения здравоохранения, которые в принципе должны финансироваться из государственного бюджета. Та же скорая помощь. Когда нас переводили на страховое финансирование, это было благо, потому что государство тогда вообще ничего не платило. Но если денег достаточно, то должно быть прямое государственное финансирование. Это ведь экстренная служба.
Сейчас процент бюджета, который тратится на здравоохранение в России, позорно мал. Новые кадры остаются в Москве и Санкт-Петербурге или пытаются туда попасть, потому что в провинции зарплаты мизерные.
О политике Министерства здравоохранения
Нельзя оценить то, чего нет. Нет государственной политики в сфере здравоохранения. Шок, который был сначала, в том числе у чиновников, прошел, и они тоже стали относиться ко всему более спокойно и, наверное, расхлябанно. Когда поначалу перепугались, то начали накидывать зарплату, вроде планировали все поднять, перенаправить финансовые потоки на здравоохранение. Сейчас все это потихоньку успокаивается и оседает на дно.