Как вы знаете, сейчас я представляю в Тверском районном суде г. Москвы интересы прекрасной профессиональной журналистки Нины Давлетзяновой, с 2015 до ноября 2019 года сотрудничающей с уважаемым свободным СМИ - "Радио Свобода". СМИ-то уважаемое, только вот Нина, с которой у московского представительства был заключен гражданско-правовой договор, была оттуда, практически, вышвырнута. Договор был расторгнут заочно в одностороннем порядке, без предупреждения и направлен ей почтой втихаря, пока она продолжала честно работать в редакции.
Сейчас судебный спор решается в двух направлениях - в признании фактически трудовых отношений и в направлении защиты чести, достоинства и деловой репутации Нины.
По нашему мнению, Нине не доплачивали за ее работу (гонорарная ведомость не сошлась с написанными и снятыми ею за это время материалами), а работала она буквально как проклятая - заменяла коллег, не отказывалась от дежурств в выходные и праздники (в том числе и на Новый год), в офисе зачастую бывала до позднего вечера.
И вот вишенка на торте - обвинение ее в харрасменте в отношении молодого коллеги Антона Порваткина, который написал на нее жалобу руководству (мол, преследует она меня, до метро со мной вместе один раз прошла - читай, проводила!). Детектор лжи подтвердил, что никогда Нина до него на домогалась, но ее никто из руководства и слушать не стал.
Я понимаю эти новые западные веяния, но я не понимаю, когда работодатель, действующий на территории РФ, живет не по ее Трудовому кодексу, а по непонятным псевдокорпоративным правилам, с которыми сотрудников даже не знакомят под роспись.
В суде у нас было более чем жарко. Мне, конечно, уже привычно, когда в оппонентах сразу два юриста (именно столько прислал ответчик против нас с Ниной). Но не привычно, когда они говорят странные вещи о том, что, например, имея круглосуточный электронный пропуск, действующий и как ключи от офиса, рабочее место, дежурства, корпоративную почту, доступ ко всем компьютерам в редакции, Нина при этом просто какой-то фрилансер "с улицы". Вы много таких видели?
А еще непривычно, когда представители ответчика говорят, что в иске надо отказать, потому что и трудоустраивать-то (читай, восстанавливать в трудовых правах) Нину больше некуда, ведь с февраля 2020 года "Радио Свобода", мол, перестала существовать, так как Россия признала ее иностранным агентом (!), и вместо нее теперь новое ООО (я вправе написать "Рога и копыта", если представитель ответчика отказалась называть в суде настоящее название?!), а вовсе не СМИ. При этом директором по-прежнему значится г-жа Глушкова, а редактором - г-жа Назарец. И сами информационные площадки "Радио Свобода" ежедневно работают на территории РФ как и прежде, как и сам офис, и остальные одни и те же штатные и внештатные журналисты. Это я считаю ничем иным, как злоупотреблением правом и игнорированием всех моральных норм. Вот такие демократические ценности...
Теперь о свидетелях: из коллег-журналистов с "Радио Свобода" поддержать ее пришел всего один - Святослав Леонтьев - замечательный честный парень с широко распахнутыми глазами. А еще пришли герои сюжетов Нины, в защиту которых она снимала репортажи для "Радио Свобода".
Против же пришли свидетельствовать редактор Евгения Назарец и непосредственный куратор Нины, который на сайте записан как редактор, а в суде утверждал, что простой журналист, - Арслан Магомед-Саидов. Было заметно, что ему жутко неудобно выступать в этом споре против Нины, с которой он работал бок о бок в течение четырех лет.
А еще при подаче иска уже безработную женщину практически обманули люди, пропагандирующие себя правозащитниками, считающие себя севрюками (и такое, оказывается, бывает, Лев Пономарев не даст соврать). Взяли у нее последние деньги за работу и подали отвратительного качества исковое заявление в суд, не имея, вероятно, цели ее защитить, ведь они сами в прошлом герои многочисленных сюжетов РС.
Совершенно некрасиво все это, конечно.
В самом начале пути, конечно, у меня, как и у некоторых моих коллег, которые отказались браться за это дело, были сомнения, как же я буду в суде "мочить" либеральное СМИ, практически рупор российской свободы, однако сейчас все сомнения иссякли. Защитить личность важнее, ведь против этих самых ценностей сейчас, по сути, и выступает в этом неоднозначном деле само руководство РС.
Следующие заседания 14 (по репутации) и 16 июля (по труду).