Деревянный дом на каменном подвале и с мезонином был построен в 1795 году купцом П. С. Хохряковым по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова. В течение ста лет здание оставалось во владении потомков Хохрякова: сначала у сына, а с 1859 г. - у правнучки Натальи Яковлевны Соболевской. В 1894 г. дом был куплен у нее происходившим из крестьян котельничским купцом И. С. Кардаковым.
Иван Семенович Кардаков — представитель старинного вятского рода Кардаковых, родился в деревне Кардаковская. В 18 лет он как старший сын становится агентом отца по закупке льняных товаров в деревнях и селах уезда. В 23 года стал возглавлять фирму, которая занималась скупкой сырья в Котельничском уезде. К концу XIX в. Кардаков переезжает в Вятку, получает разрешение на торговлю золотыми и серебряными изделиями. С 1897 г. становится купцом 2-й гильдии. В 1914 г. Иван Семенович создает Торговый дом «Иван Семенович Кардаков с С-ми в Вятке». Он вел торговлю в городах России, закупал товар за границей. Открыл первый универсальный магазин в губернском центре, самый крупный по ассортименту товаров, в здании на углу улиц Спасской и Николаевской. Впервые в его магазине появились в Вятке граммофоны и патефоны.
Кардаков вел активную общественную деятельность: избирался членом Вятского губернского общего присутствия казенной палаты по промысловому налогу от земства (1901–1911 гг.), гласным Вятской городской думы (1907 г.), членом совета общества взаимопомощи кредита (1909 г.). В годы Первой мировой войны неоднократно жертвовал денежные суммы в пользу раненых и больных солдат.
Купив новый дом на углу улиц Царевской (Свободы) и Московской, Иван Семенович начинает его перестройку: вместо мезонина здание получило полный второй этаж. К этому времени относится перепланировка здания, замена обшивки фасадов и декорирование их пропильной и накладной резьбой. После революции дом был передан на три года в аренду все тому же И. С. Кардакову, а в 1923 г. — «Транспорттресту». К этому моменту Иван Семенович погиб на фронте Гражданской войны, где воевал против большевиков.
История дома Кардакова очень тесно связана с развитием фотографического искусства в Вятке. В начале XX в. здесь располагалась контора Вятского фотографического общества. Сын последнего владельца дома, купца И. С. Кардакова, Андрей Иванович Кардаков, участвовал в экспедиции Владимира Клавдиевича Арсеньева по Дальнему Востоку, где вел фотографические работы. Любопытно, что второй сын купца — Николай — после 1918 г. эмигрировал в Германию, стал ученым-энтомологом и в 1956 г. даже выдвигался на Нобелевскую премию, но не был отмечен комитетом. Он имел крупные коллекции тропических бабочек и нумизматики. До 1960-х гг. поддерживал связи с родственниками в вятском крае по переписке.
В советское время дом на Московской стал знаменит благодаря истории «кировских людоедов» и был прозван в народе «нехорошим». По наиболее распространенной версии, в голодный 1942 г. на кировских рынках стали замечать двух женщин, которые торговали пирожками с мясом и котлетами. Это были некие Августа Абатурова и Пелагея Клюкина, которые жили в подвале бывшего дома Кардакова. Возник логичный вопрос: откуда у них появилось мясо, когда продукты среди населения распределяются по карточкам? Среди соседей поползли нехорошие слухи, одновременно в городе начали говорить, что стали пропадать дети.
Однажды жильцы дома услышали доносящийся из подвала крик: «Тетенька, не трогай!». Соседи быстро сбежались на шум и увидели убитого ребенка и над ним Абатурову с ножом. Она быстро сориентировалась, выскочила в окно и бросилась бежать по направлению к реке. Абатурова даже успела купить билет на паром, но тут ее задержала милиция. Пелагею Клюкину арестовали прямо дома, ее за волосы выволокли из подвала, огромная толпа, собравшаяся у здания, плевала в нее, била руками и камнями. Милиция спасла людоеда от самосуда.
После милицейского обыска жильцы нашли в подвале дома около дюжины черепов и кучу зарытых костей. Все это они похоронили во дворе, под огромным старым тополем. Обеих людоедок судили, но не расстреляли, а отправили в колонию строгого режима, где их позднее убили сокамерницы. С тех пор за домом закрепилась репутация «нехорошего», а в советское время существовала легенда, что из подвала слышны стоны убитых там детей.
После этой истории еще долго в Кирове прохожие обходили стороной старинный двухэтажный особняк. Краеведы вспоминали, что еще в шестидесятые годы прошлого века люди, проходя мимо, зачастую падали здесь в обморок.
Сегодня один из старейших деревянных домов Вятки наполовину жилой, первый этаж занят магазинами и торговыми учреждениями.
В детстве сама испытывала чувство дурноты, близкой к обмороку, когда с бабушкой проходили мимо этого дома. Объяснить это состояние ни как не могла, однако, всячески старалась избегать этого места. При том, что об истории про людоедов тогда не знала.
Тётеньки попались случайно. А сколько таких не попалось? Россия много раз переживала периоды продовольственного дефицита и массового недоедания... А это значит, что людоеды живут рядом с нами и среди нас...