Новая волна давления легла на незавершившееся преследование различных «революционеров», начавшееся в прошлые годы
Одновременно под прессингом находится целый ряд организаций и активистов. Давление происходит по линии уголовного и административного преследования. Методы - обложить штрафами и долгами, усложнить финансирование и дискредитировать.
Под атакой находятся:
- ФБК - фронтальный наезд, включая уголовное дело о легализации (174 УК РФ), обыски, аресты счетов, многомиллионные иски об ущербе от подконтрольных властям организаций, уголовное дело директора ФБК Ивана Жданова о неисполнении решения суда и прочее.
- «Мемориал» - за последний месяц шесть штрафов (и еще несколько протоколов) по закону об иностранных агентах на «Международный Мемориал» и Правозащитный центр «Мемориал», уголовное дело и обыски в пермском «Мемориале», уголовное дело о педофилии в отношении историка Юрия Дмитриева в Карелии.
- также под прессингом из-за закона об агентах Движение «За права человека» (серия штрафов и ликвидация через суд по закону об иностранных агентах), Центр коренных и малочисленных народов (серия штрафов и ликвидация), фонд «Общественный вердикт»).
- глава Либертарианской партии России Михаил Светов - уголовное дело о развратных действиях, обыск и допрос.
- Открытая Россия - многочисленные штрафы, несколько уголовных дел (под прессингом Анастасия Шевченко в Ростове, Яна Антонова и Юлия Федорова в Краснодаре)
- региональные правозащитные организаций также под давлением - ингушский МАШР (братья Муцольговы), Южный правозащитный центр (директор Семен Симонов под двумя уголовками).
В Москве не снижает обороты Московское дело - оно затронуло уже 26 человек, 19 подвергаются уголовному преследованию. По стране вокруг каждой протестной акции есть уголовные дела - Подмосковье («мусорный протест» в Коломне), Архангельск («мусорный протест» в Шиесе), Ингушетия (т. н. ингушская болотка), Екатеринбург («скверный протест»), Пермь (протест 11 ноября 2018), Челябинск («Стоп-ГОК» и протест 5 мая), Краснодар (дело адвоката Беньяша в связри с протестом 9 сентября).
На стадии следствия и в судах находится серия «раскрытых» сотрудниками ФСБ в 2016-2018 годах запрещенных в РФ экстремистских и террористических организаций - от школьников-революционеров в Москве и движения за восстановление СССР в Кургане до дел «БАРС»*, «Нового величия»*, «Артподготовки»* и «Сети»*.
Продолжаются массовые гонения на сторонников запрещенных несистемных религиозных течений - крупные сроки получают крымские татары и башкиры за участие в деятельности Хизб-ут-Тахрир*, и суды стали назначать реальные сроки Свидетелям Иеговы* - в отношении них по стране расследуются десятки уголовных дел.
Большинство атакуемых организаций - сетевые, имеют филиалы, подразделения и штабы в регионах. Подрыв репутации и финансовой устойчивости призван снизить мобилизационную и публичную активность.
Уголовное преследование участников протестов нацелено на повышение рисков организации и участия в уличных акциях. Штрафов и арестов для этого уже недостаточно.
В целом власти стараются избегать увеличения числа политзаключенных из числа пользующихся широкой поддержкой публики. Их стараются дискредитировать и подорвать финансово. Однако уголовное преследование как способ активно расширяется, прежде всего в виде обысков, задержаний и допросов.
Зима снова близко! Защищайтесь, кто сопротивляется давлению, тому сопутствует успех!