В конце улицы Панчука, уже почти на самом берегу реки Орлик, в месте, которое прежде называлось Вавилон, а теперь Зеленый берег, находятся земли МУП «Зеленстрой» и совхоза «Коммунальник». Много лет эти два учреждения, меняя свои названия и административное подчинение, занимаются озеленением Орла. Официально «Зеленстрой» ведет свою историю с 1934 года. Но в реальности его прошлое сложней и запутанней. В 1934 году трест «Зеленстрой» был создан не на пустом берегу Орлика, а на территории одного из частных садоводств XIX века.
В Орле XIX века было много частных садов на окраинах. Наиболее известны из них были сады Мартыновых, Костомарова и Юргенса. И именно садоводство Юргенса стало основой для будущего «Зеленстроя». Во всех этих частных садоводствах выращивались цветы, плодовые деревья и кустарники на продажу. К примеру, у купцов Мартыновых было два магазина на улице Болховской, где они торговали цветами и фруктами из своих садов, а также садовым инвентарем и кухонной утварью. Их потомки и по сей день живут в Орле, Москве и Воронеже. Благодаря им о прошлом семьи и «мартыновских садов», располагавшихся на месте современного института культуры, известно довольно много. А вот о двух других садоводствах не известно почти ничего.
В своей книге «Орловские бульвары и скверы» известный орловский краевед Власова писала, что, по воспоминаниям старожилов, сады Юргенса больше напоминали дворянскую усадьбу, чем коммерческое садоводство с многочисленными теплицами и грядками. В садах Юргенса было много тенистых аллей, росли липы и туи, был большой розарий. Да и сам владелец садов коммерцией интересовался мало и занимался ими больше «для души». Про него самого пока, увы, не известно ничего, даже его полного имени.
Немного информации про садоводство Юргенса дают старые карты.
Судя по ним, в начале ХХ века оно занимало обширную территорию на берегу Орлика - где сейчас расположены администрация и фирменный магазин «Зеленстроя» и ведется строительство нескольких многоэтажных домов. Вход в сады был со стороны улицы 3-й Посадской (ныне Панчука). Постройки при садах в начале ХХ века были только деревянные. Среди них был большой деревянный дом, фасадом обращенный на 3-ю Посадскую, где либо жил сам владелец усадьбы, либо, что более вероятно, были администрация, магазин и квартиры для персонала. Это здание сохранилось до наших дней и является частным жилым домом № 81 по улице Панчука.
У него очень красивый и нетипичный для Орла резной фасад со сплошной горизонтальной деревянной обшивкой стен, наличниками, выполненными в технике геометрической резьбы, и фризом с ажурными звездами.
Мне доводилось бывать внутри этого здания. Там многое сохранилось с позапрошлого века – оконные рамы, двери и печи. Кроме обширного цокольного этажа еще глубже под землей сохранился подвал со сводчатым потолком, стены которого выложены белым камнем.
Сразу за домом №81 начиналась территория «Зеленстроя». К ней относилось и вплотную примыкающее к дому большое строение из старинного красного кирпича.
Вероятно, оно было возведено перед самой революцией либо уже в 1920-х и потому не попало на старые карты. Скорее всего, это одна из хозяйственных построек бывшего частного садоводства.
Очевидно, после 1917 года сады Юргенса были национализированы. Что в них было до 1934 года, не известно. Но и о периоде после официального основания треста «Зеленстрой» известно не так уж много. В брошюре, выпущенной в 2014 году, к 80-летию предприятия, упоминаются имена первых директоров треста – Попов, Невструев и Кронберг.
Последним, возглавившим трест в 1935-м, лично была создана планировка наиболее интересных клумб и скверов довоенного Орла, в том числе Первомайского (сейчас – Танкистов) и сквера перед железнодорожным вокзалом. К сожалению, ни один из этих садов не сохранился до наших дней. Есть только пара их размытых фотографий.
Тогда же, в 1930-х, на месте бывших садов Юргенса строятся первые теплицы и парники. Новые, более капитальные постройки там возводились уже после войны. 1950-е были периодом активного развития этого предприятия. Тогда в Орле было заложено много новых скверов. А по улицам и паркам как грибы после дождя росли клумбы самых замысловатых форм. Наиболее знаменитыми были клумбы и розарий восстановленного железнодорожного вокзала и большие фигурные клумбы городского сада.
Их разработкой занимались специалисты из «Зеленстроя». В последующие десятилетия мода на пышные клумбы сменилась более скромными уличными цветниками. Но и в 1960-70-х Орел запомнился местным жителям и гостям обилием цветов на улицах. И особенно розами на улице Ленина и не только.
В 1969 году появился совхоз «Коммунальник», и территория теплиц и грядок, где выращивали цветы и кустарники для города, расширилась.
С 1980-х начинается сложный период в истории «Зеленстроя». Можно сказать, что он не закончился до сих пор. Хотя в 2006-2008-х годах деятельность его ненадолго оживилась. Это время запомнилось всем орловцам появлением в городе многочисленных топиарных скульптур. Улицы и парки Орла наводнили зеленые слоники и дельфины, цветочные корабли, бабочки и пчелы.
Но больше всего впечатлил всех большой орел из сухих веток у вокзала.
Вначале по поводу новых скульптур было много споров. Но с годами страсти улеглись, к ним привыкли и даже начали скучать, если не видели их летом на привычных местах. А случалось это все чаще.
С 2010-х годов «Зеленстрой» сотрясает череда скандалов и банкротств. Все это сказывается не только на облике орловских улиц, но и на его исторической территории. Значительная часть участка, где были когда-то сады Юргенса, была продана под строительство в 2013 году. Там решено было построить четыре многоэтажных жилых дома под общим названием «Зеленый берег».
В настоящее время два из них уже сданы в эксплуатацию.
Очевидно, это современное строительство повлекло за собой окончательное уничтожение остатков садов Юргенса: вырубку старинной липовой аллеи, явно появившейся там еще во времена садоводства XIX века, а возможно, и снос сохранявшихся в глубине территории остатков старинных построек.
На фотографиях с расчисткой участка и котлованами видно что-то похожее на старые фундаменты.