Поскольку я 27 июля с 7:30 до 1:30 следующего дня дежурил в "Апологии протеста" вместе с Алексеем Глуховым (он в держал вахту до 4:00 утра), подведу некоторые итоги.
Первая массовая акция протеста в моей работе была 4–5 декабря 2011 года на Чистых прудах. Тогда было свыше 1000 задержанных и едва ли пара адвокатов. Потом были протесты на Сахарова, Болотной, Тверской, 26 марта, 5 мая, 9 сентября и т.. д.
Акция 27 июля по числу задержанных была рекордная за все время наблюдений. Власти к этому готовились. С этим связана более продуманная логистика с развозом задержанных по отделам старой и новой Москвы.
1388 задержанных. 70 отделов полиции (данные ОВД-Инфо)
Примерный расклад - 1 автозак на 20 задержанных. Как правило, 1 автозак на 1 отдел полиции (в Марьиной Роще было 2–2,5 автозака). Полиция отправляла автозаки по отделам по мере наполнения.
Как верно сказал Сергей Смирнов, предельный московский лимит 1500 задержанных. Сверх этого - только неприспособленные помещения либо перелимит. Плюс не везде отделы приспособлены для ночевки (нет белья, сухого пайка, воды и прочего).
В Москве вчера работали 32 адвоката (из них 16 от «Апологии протеста» и 12 от ОВД-Инфо). Они закрыли около 40 отделов полиции. Некоторые адвокаты успели отработать в 3–4 отделах. Там, куда они успели приехать вскоре после доставления, удалось вызволить почти всех задержанных (кроме повторников и так далее).
Особо трудно было дотягиваться до удаленных отделов Новой Москвы. В некоторые далекие так и не удалось доехать - Ногинск, Южнопортовый.
Очень много времени адвокаты тратили на допуск к задержанным. 2–3 часа приходилось стоять перед воротами, на КПП, в дежурной части. По отделам было указание адвокатов морозить на улице. Прорываться удавалось путем обмана - заявление о краже подать или еще что-то в этом роде. Это, конечно, хамство, и простить нельзя (отольются кошке мышкины слезки).
Несколько десятков задержанных получили травмы разной степени тяжести. "Скорые" штатно приезжали, полиция в целом не препятствовала работе медиков. Медики тоже в целом молодцы: стандартный подход — сначала увозим и обследуем — работает. Отделы, где препятствовали работе врачей, мы тоже взяли на заметку (полканы и подполы, держитесь).
По сути 50 активных дежурящих адвокатов смогли бы закрыть весь вчерашний балаган в столице и до полуночи вызволить основную массу задержанных. Соотношение 150 оставленных на ночь (с перспективой административных арестов) к числу задержанных - это тоже примерный лимит проходимости судов в понедельник, ну и число коек в спецприемниках. Хотя указания на максимум число арестов явно не было. Вполне возможно, многие отделаются штрафами в судах.
В любом случае все 1388 задержанных (а по итогу, думаю, будет 1500–1700) вправе обратиться к адвокатам (в т. ч. нашим из «Апологии протеста») и получить, как обещано, личное дело в Европейском суде по правам человека. Мы там ведем уже >400 дел участников протестов. С 2017 года эта тема в числе самых массовых среди жалоб в ЕСПЧ. Такой же она осталась в 2018 и станет в 2019 (спасибо ЦИК и Ко).