Когда подступал июль, дети уже спрашивали не то что с подозрением, а с возмущением: все давно отдыхают, а мы?! (как будто до этого они работали)). Но тут выдался такой год, когда живешь одним днем, и я ежедневно повторяла, как мантру: завтра посмотрим, может быть купим билеты...
Однако в какой-то момент я смирилась, что начало отпуска, как и конец ремонта, принимается волевым решением. Он никогда не будет к месту, но всем нам нужна перезагрузка.
К тому времени (началу июля), конечно, уже не было билетов практически никуда. Этот выбор был также ограничен отсутствием виз у детей куда бы то ни было, а также нашими запросами: хотелось чего-то нового (а мы уже были по меньшей мере в полусотне стран мира), и чего-то живого (еще на Кубе - после путешествия по острову, оказавшись на Варадеро, где мы взвыли от скуки — мы твердо решили, что наш вариант — это не замкнутое туристическое пространство с all-inclusive, а нечто обладающее местным колоритом и жизнью).
Первым делом подумали про Черногорию, где никогда не были и где по слухам — приятно и интересно (ведь люди зачем-то туда иммигрируют). Однако к тому времени билеты туда стали стоить заоблачно дорого.
Плюс к этому появилось решение о прекращении прямых рейсов с Грузией (впрочем, ни ее, ни Армению мы не рассматривали).
В какой-то момент охватила паника, что некуда ехать) Ведь в любимой ЮВА - "зима". А в легкий по дислокации Крым не поехать (к слову, не из-за запрета украинских властей, который я считаю неправовым, хотя все знают мое отношение к псевдореферендуму, но это отдельная тема, на которую не хочу сейчас отвлекаться). И Одесса — уже была. Словом, казалось, не оставалось вариантов спланировать отпуск без всяких уступок.
Однако гениальный Сашка таки нашел вариант.
Правда, когда он его заявил, я чуть было не расплакалась. У всех есть предрассудки. У меня они, к примеру, по отношению к Турции. Конечно, я бывала проездом в Стамбуле. Но так чтобы целенаправленно ехать туда? Никогда.
Саша предложил отправиться в некий Бодрум. И не некий, а на родину Геродота. Это историческая часть Греции, с XI века захваченная Турцией, а в XX "зачищенная" от греков. И чем больше я читала про это место, тем больше понимала: это то, что нужно (ведь с детьми мы как раз "проходим" Древнюю Грецию).
Там сохранился и ныне действует Antique theatre. Там привычное место для отдыха голландцев, немцев и прочих европейцев (я люблю Россию, но не люблю "русские места" для отпуска). А по приезду оказалось, что это одно из лучших мест в мире (а я знаю, о чем говорю).
Конечно, насторожило то, что туда летает Победа. И я была напряжена до самого взлета, начитавшись страшных историй. Однако их, возможно, писали люди, никогда не сталкивающиеся с дискаунтерами. Итог: багаж и ручная кладь возможны обычных размеров, детей до 12 с родителем не рассаживают, а в целом даже приятней, чем на Wizz air.
И русскую речь по приезде я встретила всего несколько раз, так что была возможность подтянуть свой английский.
Что отдельно приятно — внезапно узнала новое о диалогах Диогена, которого очень ценю. Не особо интересовалась историей мавзолеев, но оказалось, что именно там, в Галикарнасе (ныне — Бодруме), был построен первый. Одно из античных чудес света, ставший позже прообразом в архитектуре Манхетенна и Вашингтона, соединивший три культуры и принципиально изменивший греческую архитектуру. Про историю этого мавзолея стоит почитать отдельно, но что касается Диогена, оказывается, тот вел диалоги с Мавзолом (построившим себе усыпальницы, впоследствии получившую его имя и ставшую именем нарицательным). Они очень занимательны (по поиску ничего не находится, так что, похоже, первая, с трепетом, перевожу их)
Диоген: Почему, карианец, ты так гордишься и ожидаешь быть удостоенным чести выше всех нас?
Мавзол: Во-первых, синопец, из-за моей королевской позиции. Я был царем всей Карии, а также правителем части Лидии, и кроме того покорил некоторые острова и продвинулся до Милета, покорив большую часть Ионии. Более того, я красив, высок и могуч на войне. Но самое главное, я буду лежать в Галикарнасе, огромном памятнике, превосходящем любую другую гробницу не только по размеру, но и по своей совершенной красоте, где лошади и люди наиболее точно воспроизведены в самом прекрасном мраморе, поэтому было бы трудно найти даже храм, подобный этому.
Ты не думаешь, что я имею право гордиться этими вещами?
Диоген: Ты говоришь о своем королевском положении, своей красоте и значимости своей могилы?
Мавзол: Черт побери, да.
Диоген: Но, мой красавчик Мавзол, сила и красота, о которой ты говоришь, не всегда с тобой. Если судить по красоте, не пойму, почему твой череп следует считать лучше моего. Они оба станут лысые и голые, мы оба одинаково покажем свои зубы, потеряем глаза и станем курносыми. Возможно, ценность имеет только твоя могила.
Мрамор сможет дать жителям Галикарнаса что-то, чем они смогут хвастаться, и они смогут похвастаться перед незнакомцами тем великолепным зданием, которое у них появится. Но я не могу понять, насколько это хорошо для тебя, мой хороший приятель, разве что ты утверждаешь, что со всем этим мрамором, который будет давить на тебя, ты будешь нести более тяжелое бремя, чем любой из нас.
Словом, в Бодруме очень много античной истории — рядом куча развалин, деревень и, конечно, Эфес.
Не обошла стороной и политическая жизнь. В какой-то момент, выходя из очередного музея, я буквально столкнулась с женщиной, вокруг которой кружили десятки охранников, а рядом поджидал автомобиль с десятками примочек — от спец-номеров до светосигналов, и над головой летал полицейский вертолет — видимо, для усиления впечатления. Она помахала рукой — ровно так, как должен делать политик, явно ожидая чего-то в ответ, а я в растерянности спрашивала у ее охраны: простите, не подскажете, кто это? Увы, они не говорили на международном языке. Но она все позировала и позировала, так что я даже в какой-то момент деликатно расчехлила телефон и все-таки сделала снимок (чему она очень обрадовалась, а у меня появилась возможность найти ее через гугл). Оказалось, что это местный губернатор (женщины вообще здесь в тренде политики). А также обнаружилось, что я пошла в каком-то смысле по стопам Зеленского, поскольку именно сюда было его скандальное путешествие после выборов (о чем я совершенно забыла) и именно с ней они договорились о неких специальных и особенных отношениях с Украиной. На тот момент я не знала ее полномочий, так что про отношения с Россией так и не поговорили)
Отдельно, безусловно, было интересно разузнать про прошедшие выборы мэра в Стамбуле. Ведь столько было шума — впервые за 15 лет там победила оппозиция (а кто "взял" Стамбул, по словам того же Эрдогана, тот взял всю страну). Думаю, за ними многие следили, но все же опишу в нескольких абзацах.
31 марта на выборах мэра внезапно победил оппозиционный кандидат Экрем Имамоглу, противостоящий председателю Великого национального собрания. Президент Эрдоган, конечно, так просто не сдался, заявил о нарушениях и призвал аннулировать результаты выборов, ссылаясь на то, что разрыв в несколько тысяч голосов для Стамбула неубедителен (разница и правда составляла 0,2%). Новоизбранный мэр проработал на своем посту 19 дней, после чего ЦИК аннулировал результаты (7 голосов — за, 4 — против), отозвав его мандат и назначив выборы на конец июня — в разгар сезона отпусков и каникул.
Турки голосовали страстно. Явка на выборы мэра была больше, чем на президентские. За ними следили нон-стоп через гаджеты дома, в кафе и даже автобусах.
Тем временем власть все упирала, что в последние годы были построены самая большая Мечеть, самый большой и самый широкий мост, самый большой аэродром и т. д.
Эрдоган вместе со своим ставленником готовились к победе и даже развесили плакаты: «Спасибо, Стамбул» (особенно интересно они смотрелись после их проигрыша). А тем временем, общество сражалось, как могло. Появились шутки вроде: "Есть вещи в жизни, которые нельзя выбрать. Например, страну, где родился. Или родителей. А еще нельзя выбрать мэра Стамбула".
Расчет Эрдогана и Кo был на то, что оппозиция разъедется, а их основной электорат — рабочий класс (к тому же в разгар экономического кризиса) останется в Стамбуле и вернет им правящее кресло.
Однако началась волна с хэштегом #Все будет хорошо!, который прокричал мальчик, бегущий за партийным автобусом в поддержку Имамоглу.
И вдруг все включились — отели, мэры курортных городов, а следом и авиакомпании Турции. Так, из курортных мест стали появляться объявления, что в день выборов "на побережье ожидается шторм и выход к морю будет закрыт", а кто-то прогнозировал нашествие акул или даже снег. Некоторые добавляли, что в этот день именно стамбульцам "вход в море запрещен и опасен". Большинство отелей обещало поменять брони бесплатно, а некоторые отправляли и за свой счет стамбульцев для голосования. Есть множество сообщений в соцсетях и от просто граждан, которые оплачивали другим стамбульцам билеты, проживание, если те находились за пределами города и у них не было средств, чтобы добраться самостоятельно.
Подключились и мэры курортных городов с сообщениями о том, что в день второго тура выборов "у нас ожидается 150 градусов жары, поэтому приезжайте лучше попозже", или "будет страшная влажность, не надо приезжать", или "у нас реставрация города, все откроется только 24 июня". И все добавляли: все будет хорошо.
Затем подключились и авиакомпании. Сначала местный лоукостер, а потом и национальный авиаперевозчик. Они предложили менять билеты бесплатно, если они приходились на день выборов для вылета из Стамбула.
Поговаривают о 90% отмененных отпусков стамбульцев.
Местные коммунисты вышли из предвыборной гонки, попросив всех голосовать за Имамоглу. Начали говорить о разрушении "стены страха". Стали высказываться те, кто боялся увольнения или уголовного преследования, бывшие сторонники правящей партии.
И в итоге во втором туре — еще с большим отрывом, чем в первом — победила оппозиция.
При этом степень засилия Эрдогана очевидна по количеству политзаключенных, заблокированной Википедии и регистрации каждого туриста (хотя его приход был тоже революционным и в кои-то веки отодвинул от власти военных).
Но все-таки про Бодрум, который мы исследовали всецело. Лучшее место для жизни — бухта Bitez. Через одну от города, где уже кристально чистое море. Где есть отголоски Азии в размахе — кроватях на пляжах, подушках, гамаках, но при этом нет той назойливости и все free. Прекрасная погода, около 35 градусов.
Отсюда можно попасть и в нынешнюю Грецию без виз на неделю. Отличный аквапарк, миллион античных развалин повсюду, триллион бассейнов, и цены, окупающие поездку в сравнении с московской жизнью. Несмотря на то, что страна мусульманская, в Битезе (и Бодруме в целом) вполне европейский стиль жизни — полный легкости и дружелюбия.