ОНИ ПО-ПРЕЖНЕМУ НАМ МОРОЧАТ ГОЛОВУ
Протест против олигарха Махмудова и его компании УГМК, имеющей свои хищнические виды на богатства Чернозёмного края, продолжается. Идет судебное разбирательство по отравленной ураном воде в селе Елань-Колено, систематически проходят пикеты в Воронеже, Новохопёрске, Борисоглебске; для преданных своей земле, казаков, компания УГМК и все кто её поддерживает, есть и будут врагами и предателями.
В противоположность активистам и борцам против добычи никеля в Черноземье, выражающих интересы основного населения края, общественный Совет, в лице профессоров и представителей компании УГМК продолжает свою некрасивую игру в поддержку компании УГМК, зарясь на подачки богатого инвестора.
В Воронеже, в конце февраля состоялось очередное заседание общественного Совета по никелю, которое, в очередной раз убеждает здравомыслящих людей в том, что учёные мужи, в лице профессоров В. Бочарова, С. Огнивцева и А. Плаксенко упорно продолжают свою политику по поддержке проекта махмудовской компании УГМК по освоению никелевых месторождений в Новохопёрском районе.
И это несмотря на то, что ещё в 2015 году Роспотребнадзор запрещал в селе Елань-Колено пользоваться водой из шахтных питьевых колодцев, и это несмотря на то, что московские независимые эксперты, в частности лаборатория «Чистая вода» Института ядерной физики (МИФИ), на основании своих исследований, проведённых уже в 2018 году, указали на недопустимую альфа-активность в водных источниках села Елань-Колено.
На этом заседании Совета с докладом «Основные результаты работ по освоению Еланского и Ёлкинского месторождений…» выступил главный специалист воронежского представительства компании УГМК, кандидат геолого-минералогических наук Андрей Звонарёв. Как объяснил учёный, разработку месторождений, согласно проекта, планируется проводить подземным способом с использованием двух вертикальных стволов, в зависимости от глубины до минус 165 метров и ниже этой отметки. Заморозку грунтов планируется производить при температуре минус 10 градусов. Переработка руды будет проводится на технологическом комплексе обогатительной фабрики, которая будет располагаться на производственной площадке Еланского месторождения…
Проект этот был готов уже к лету 2018 года, два месяца проводилась его экспертиза, 18 сентября он был согласован с Роснедра, а 29 сентября был утверждён С. Аксёновым — заместителем руководителя агентства. В 2020 году, к июлю проект должен пройти окончательную экспертизу, должен пройти обязательные, как подчеркнул специалист, общественные слушания, и уже в 2021 году компания начнёт строительство ГОКа.
Как объяснил господин Звонарёв, экологическая и промышленная безопасность будут рассматриваться в отдельной проектной документации, подлежащей соответствующей экспертизе.
Кроме того, главный специалист говорил «о постоянном ведении мониторинга природной среды в пределах осваиваемых площадей, результаты которого постоянно докладываются членам Совета, начиная с 2012 года. В этом году проведён анализ мониторинга компонентов окружающей среды с целью выявления изменений на этапах геологоразведки, что позволило судить специалистам об отсутствии отклонений в состоянии природной среды. Ответственным исполнителем здесь выступает воронежское предприятие по гидрометрии и мониторингу окружающей среды. «Воронежгеология», со своей стороны, осуществляет мониторинг основных подземных водоносных горизонтов и здесь результаты показывают соответствие воды гигиеническим требованиям СанПиНа. Имеющиеся незначительные амплитуды колебания в данных мониторинга, как утверждают специалисты, это характерно для подземных вод большей части территории Воронежской области».
Как объяснил Звонарёв, касаемо непосредственно села Елань- Колено, то оно находится в стороне от эксплуатируемых участков и потому эти участки не являются для села источниками загрязнения.
Вот так, всё просто у этого господина.
Если бы этот доклад послушали люди, далёкие от геологоразведки, то, несомненно, у них не возникло бы никаких вопросов к господину Звонарёву. Но тот, кто в теме находится более шести лет, тем более учёные и специалисты, знающие саму суть проблемы, он может задавать не очень приятные вопросы специалисту компании. И такие вопросы не замедлили быть озвученными.
Это, прежде всего, касалось радиоактивного заражения питьевых источников села Елань-Колена. Между успокоительной констатацией итогов мониторинга проводимого компанией и госструктурами, и теми фактами, которые имеются на руках активистов «СтопНикеля», есть много противоречий. Лукавство компании, и ангажированных ею представителей Роспотребнадзора, специалистов предприятия по мониторингу, а также повизгивание с места господ Плаксенко и Огнивцева в защиту компании, здесь проявляется цинично и без прикрас.
Лилия Ишкова — одна из руководителей общественной организации «СтопНикель», в течение уже четырёх лет является одним из инициаторов проведения экспертиз на заражение радионуклидами питьевых колодцев и источника центрального водоснабжения села. Вместе с такими учёными, как Алла Силина и как инженер-геолог Раиса Крячкова, она убеждена, что заражение питьевых источников спровоцировано в результате геологической доразведки с бурением 230 скважин на глубину до более чем полутора километров, с прохождением шести водоносных горизонтов, в том числе и реликтовых, с бром-йодистыми соединениями. Эти соединения, по утверждению даже самого профессора Бочарова, являются носителями радиоактивности. Попадание этих реликтовых вод в питьевые источники в результате бурения огромного количества скважин, нельзя исключать. То, что альфа-активность в течение четырёх лет исследования увеличилась в два раза — это уже доказано, несмотря на все попытки представителей УГМК данный факт отрицать вместе со своими профессорами-защитниками.
— У нас есть протоколы исследований питьевой воды в Елань-Колено независимыми экспертами, — говорит Лилия Ишкова, — а что касается проведённых исследованием специалистами Воронежского университета, то какие результаты они могут показать, если их работы оплачиваются компанией УГМК?! К тому же они проводили исследования на радиоактивность только воздушной среды в районе изысканий.
— Кругом ложь, кругом обман! — упрекает Совет Лилия Ишкова.
— Не надо слишком преувеличивать радиацию, — успокаивал профессор Бочаров, — Было время, когда люди боялись радиации, теперь надо научиться жить с ней…
И потому терпите, люди, произвол властей и олигархов, покушающихся на вашу природную среду, выдавливающих вас не мытьём, так катаньем, с ваших родных мест, уничтожая вокруг своих гоков всё живое.
Последний казусный момент, который озвучил адвокат Сергей Бутусов, не может не вызывать вопросов. Это связанно с неожиданным отзывом лицензии у лаборатории «Чистая вода».
20 лет лаборатория оказывала услуги, но после того, как Воронежский областной суд дал возможность активистам «СтопНикеля» обратится в эту лабораторию за независимой экспертизой по воде, у неё, странным образом, вдруг, отзывают лицензию. А это, для активистов «СтопНикеля» значит, что доказательство через суд, о наличии радиации в питьевых источниках села, затягивается минимум на один год. И здесь подозрение адвоката Бутусова, в происках компании, не беспочвенны. Он прекрасно владеет информацией по всему протестному движению, защищая интересы жителей Новохопёрского района не только по заражённой воде, но в результате провокационных действий топ-менеджеров компании в отношение активистов антиникелевого протеста, попыток их подкупа. Имея сейфы, набитые деньгами, топ-менеджеры покупают всех, кто не прочь купиться.
Профессор Бочаров продолжает петь свою мантру: «Я получил анализ данных наших почвенников и ботаников. Ситуация в общем положительная, никаких серьёзных изменений нет. То же касается геологии. Правда, особое внимание надо обратит на участки, где планируется обогащение руды. Это более серьёзное мероприятие, поскольку связано с большой нагрузкой на окружающую среду.
Впрочем, может на проекте всё закончится?»
Тут уместно задать вопрос господину Бочарову, словами упомянутого Сергея Бутусова: «Виктор Львович, вы, всё-таки определитесь: вы за красных или за белых?»
Вопрос учёного специалиста в области гидробиологии Аллы Силиной по поводу заморозки в минус 10 градусов, для образования ледогрунта при строительстве шахт в неблагоприятной гидрологической зоне, как в нашем случае на Елани и Ёлке, не имел вразумительного ответа со стороны специалиста Звонарёва.
Силина объясняла, что «при наличии йодо- бромистых рассолов повышенной концентрации — более 3 процентов, как в нашем случае, температура заморозки не должна быть меньше минус 30-40 градусов, в противном случае эти рассолы хлынут наружу, а это катастрофа!».
Но господин Звонарёв смог только сослаться на компетентность специалистов, которые готовили этот проект.
У специалистов, ангажированных компанией УГМК, все результаты положительны, и им не стыдно, что они идут на этот обман только ради денег, пряча подальше свою совесть и делая серьёзный вид перед общественностью, будто, действительно компания УГМК несёт благо Воронежскому краю и, в частности, жителям Новохопёрского района.
Здесь полезно было бы припомнить, нашим радетелям компании УГМК, те беды, которые принесла компания Владикавказу со своим заводом «Электроцинк». После пожара, в октябре прошлого года, наконец, это предприятие будет закрыто. На это имеется тысяча аргументов. Но и в этом случае находятся махмудовские подпевалы, которые лицемерно защищают завод и утверждают, что в структуре общих выбрасов, выбросы «Электроцинка» составляют всего десятые доли процента, а остальные 99% к заводу отношение не имеют.
Хитрость и ложь давно стали главным орудием махмудовских дельцов, купленных и проплаченных компанией учёных и специалистов.
На заседании Совета был затронут и вопрос о «хвостах» Если взять Лебединский ГОК по производству железной руды, то хвосты здесь занимают 6 гектаров из 10-ти гектаров всей площади предприятия. В связи с этим, города Губкин и Старый Оскол находятся в зоне повышенного загрязнения воздушной среды диоксидами азота и серы в 1.5 раза, формальдегидами — в 3 раза от ПДК. В нашем случае тоже не трудно представить сколько гектаров будут занимать хвосты, когда ежегодно будут изыматься из шах миллионы тонн руды. Они будут пылить, фонить, травить похлеще лебединских хвостов.
Обоснованно было беспокойство члена Совета, психолога Ирины Дмитроченковой, которая акцентировала внимание Совета на необходимости проведения гидрологического исследования с с обязательным заключением гидротехнической экспертизы данного проекта, а также подключение специалистов мелиораторов с их видением опасности гидрологических рисков.
Она настаивала на включение в проект исследования гуманитарных последствий для жителей района добычи полезных ископаемых, а также на проведение расчётов экономической эффективности добычи руды в сравнении с сельскохозяйственной деятельностью в этом районе.
Но учёных и специалистов, работающих на УГМК, мало волнует то, что хочет население. Им, главное, угодить богатому инвестору, и потому они будут делать умный вид на общественном Совете, и ловко разыгрывать спектакль по сценарию, написанному всемогущественной компанией.
6 марта 2019 год.