На сей раз они предлагают, пишет «Российская газета», создать единую систему оценки работы, профессиональных компетенций учителей. Об этом заявил глава Рособрнадзора С. Кравцов на круглом столе в ЦИК партии «Единая Россия». Депутат ГД А. Аршинова, координатор федерального проекта «ЕР» «Новая школа», утверждает: «Есть непонимание педагогами целей и задач, траектории развития системы образования». Ее поддерживает коллега по партии и депутат ГД О. Баталина: «Чтобы учитель был готов работать с любым ребенком, он должен расти». Идее уже придумано красивое название «Национальная система учительского роста». Не менее изящно сформулирована цель по устранению профессиональных дефицитов. Впрочем, если отбросить словесную эквилибристику, то перед нами во всей монументальности в очередной раз, к сожалению, предстает картина сплошного дефицита, а именно дефицита честности и ума в рядах правящей партии и чиновников от образования.
Накануне громких заявлений была проведена спецоперация прикрытия в форме всероссийского тестирования учительских компетенций, результатами которого сейчас стращают общественность: якобы половина учителей математики и четверть учителей русского языка не справились с предложенными заданиями. Правда, организаторы экзамена постеснялись выложить варианты работ в открытый доступ, а там было что посмотреть и ученым, и методистам, и всем людям, интересующимся вопросами школьного образования. Лично мне пришлось выполнять трехчасовую работу по истории, в которой не удалось обнаружить даже намеков на задания, требующие размышления, анализа, сопоставления, обоснования той или иной точки зрения, аргументации тех или иных выводов, каких-то творческих элементов. Был набор вопросов на знание мелких и крайне мелких фактов, что трудно уместить в памяти, но которые в наш информационный век при необходимости в один клик находятся в интернете. Создатели этой мусорной свалки из фактов полагают, что понятие «лес» возникает только после знакомства с каждым деревом в отдельности? Впечатление, вынесенное мною после данного теста, такое, что кто-то задался целью отучить нас думать, заменяя действительно глубокое и важное неким подобием кроссвордов.
Общеизвестно, что несколько десятилетий назад никакого Рособрнадзора не существовало, а уровень доверия граждан к системе образования был намного выше нынешнего. Позиции российского образования в мире были также прочнее современных.
Если завтра Рособрнадзор ликвидировать, то ситуация в нашем образовании, по крайней мере, хуже не станет. Это аналог «кукуевских» структур, блестяще показанных Гайдаем в «Женихе с того света». Типичное бюрократическое ведомство, которое выдумывает новые справки, мониторинги, единые системы оценки, наращивает количество документов, отчетов, цифири до умопомрачительных масштабов для того, чтобы оправдать свое существование, раздутые штаты и финансирование. Совершенно бесполезный, лишний, а после возникновения бюрократического инициативного зуда даже вредный институт.
В действительности никакой новой технологии для выявления компетенций учителей и оценки их работы выдумывать не требуется. Контроль деятельности педагогов на сегодняшний день без того является избыточным.
Во-первых, в школы приходят работать не абы кто с улицы, а соответствующие специалисты, которых по аккредитованным программам высшего образования готовят университеты и институты. Способен ли любой тест, рожденный в недрах образовательного надзора, заменить несколько лет лекций, семинаров, практик квалифицированных преподавателей, многочисленные сессии и, наконец, государственные экзамены? Из вуза выходит дипломированный специалист, который на предметном и методическом уровне готов работать в школе (иначе он просто не должен вуз окончить). Нужно ли верить бюрократу, намеренному подсунуть выпестованную им контрольную, что, на его взгляд, превосходит по значимости и бакалавриат, и магистратуру?
Во-вторых, существует требование прохождения педагогами курсов повышения квалификации не реже одного раза в три года (раньше в пять лет). Может быть, следует подумать над совершенствованием программ таких курсов, если что-то в них не устраивает, но все-таки их реализуют кафедры институтов развития образования (ИРО), привлекая методистов, преподавателей с учеными степенями, наиболее авторитетных учителей региона, они организуют обмен опытом, конференции, дискуссии, выездные семинары. Это отлаженная практико-ориентированная система, причем в последние годы ИРО целенаправленно стремились повысить свою эффективность и неформальную востребованность в педагогической среде, и многое им удалось.
В-третьих, каждые пять лет педагог обязан проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности либо аттестоваться на первую или высшую квалификационную категорию. Трудовые результаты должны соответствовать определенным объективным критериям, вполне строгим. Аттестация в такой форме была задумана с учетом обеспечения меньшей степени зависимости учителя от школьного администратора. Доказательством профессионализма здесь становятся достижения учеников и признание коллег, а не отношения с начальством. Дополнительно такая процедура защищает творчество, свободу учителя, разнообразие технологий, методик, а не видение образовательного процесса конкретным чиновником — «почему так, а не эдак?». Недостатки в системе аттестации, безусловно, присутствуют, но главного она добилась — грубо говоря, если ученики успевают, сдают экзамены, занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах, то на кой черт некто должен получить право проверять твои компетенции?
В-четвертых, квалификация учителя находится под пристальным и ежедневным контролем огромной массы людей — директоров и завучей, коллег, детей и их родителей. В обиход вошли обсуждение педагогических действий в чатах социальных сетей, фотоиллюстрации записей из проверенных тетрадей и дневников, скрыто произведенные аудио- и видеозаписи. Нередко жалобы становятся предметом рассмотрения комиссий с участием чиновников разного ранга.
...В школьном образовании слушают всех, кроме самого учителя. Учитель говорит, чтобы вернули единую систему оплаты труда, а в ответ летит — введем единую систему оценки вашей работы. Педагог жалуется на бесправие, дискомфорт, отвратительные стандарты, отвратительные учебники, такие же теперь отвратительные тесты, но вместо решения проблем содержания образования и взаимоотношений участников образовательного процесса получает идею нового кнута, новых надзирателей.
Однако удивляться тут нечему. Бюрократическая система, взращенная стараниями «Единой России», характеризуется стремлением установить тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни при полной безответственности самих контролеров. Итоги такого правления: беспрецедентное повышение пенсионного возраста, рост налогов и всяческого рода поборов, заваленная мусором и страна, нескончаемые «потемкинские деревни», невыносимая атмосфера лжи, хвастовства и презрения к рядовым гражданам, перманентный кризис. Главный тест на управление нашим государством «Единая Россия» полностью провалила, а потому не имеет морального права учреждать какие-либо «национальные системы роста», в реальности оказывающихся нагромождением бессмысленных и вредных затей.
Кировская область
Рособрнадзор и «Единая Россия» инициируют превращение контроля над учителями в тотальный
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.