Еще совсем молодым человеком, слушая передачи «Голоса Америки», обидные, но правдивые, я услышал ее голос. Но Алексеева из непонятной мне, 20-летнему, МХГ, была какой-то загадочной, но притягательной абстракцией.
В 1990-е, когда я стал правозащитником, Алексеева стала для меня реальным живым человеком. Я знал ее четверть века. И четверть века у нее учился.
Учился тому, что надо защищать права даже тех малосимпатичных людей, которые лично мне совершено не нравятся.
Учился тому, что накануне Нового года, исполнив и даже перевыполнив свой гражданский долг, нельзя отправляться домой, чтобы наполнить праздничные бокалы, когда твои товарищи по правозащите задержаны. А можно идти домой только тогда, когда их отпустили. Людмиле Михайловне, когда она настояла на освобождении участников «Марша несогласных», было 85 лет.
Учиться тому, что в любом возрасте можно работать, сохранять ясное сознание и отвечать за свои слова.
Учиться тому, что здоровье — не помеха тому, чтобы работать семь дней в неделю.
Учиться тому, что беспощадную критику власти можно, да и нужно сочетать с уважением к людям во власти, если им удается оставаться честными и порядочными.
Чему я и мои коллеги учились у Алексеевой, вряд ли опишешь за один трагический горький вечер.
Л. М. Алексеева вышла из состава СПЧ в 2012 году, но в 2015 году вновь вошла в его состав. Кто-то уже в свои 50 является свадебным генералом, но Алексеева до последнего дня являлась реальным членом Совета. В СПЧ она входила в состав нескольких комиссий, в том числе и моей ПК -10, Постоянной Комиссии содействия ОНК, пенитенциарной реформе и профилактике преступности. Участвовать в заседании Комиссии ей было трудно. Я звонил ей, зачитывал решения Комиссии и спрашивал ее мнение. Людмила Михайловна слушала очень внимательно. Часто вносила поправки. Нередко ее восприятие происходящего было более острым, чем у тех, кому казалось, что они знают все.
Много раз мне вместе с Володей Химанычем, А. И. Музыкантским, В. В. Борщевым посчастливилось быть у нее в гостях. Своей любимой водкой «Белуга» Л. М. Алексеева потчевала нас, а сама пила морс. Застолье превращалось в мозговой штурм о том, как действовать в сложной для правозащитников обстановке. И найденные нами за ее столом решениях, убежден, помогли многим тысячам людей.
Ее телефон не замолкал никогда. Звонили послы и журналисты, заместители министров и зэки, журналисты и народные ходоки, звонили все, кому было и есть дело до будущего нашей страны.
У Людмилы Михайловны остались незавершенные дела. Их круг огромен. По памяти помню четыре: защита общественных организаций, по чиновничьему недомыслию ставших иностранными агентами, борьба с пытками в МВД И УИС, защита добросовестных сотрудников от преследования, помилование Игоря Изместьева.
На самом деле незавершенных ею дел намного больше. Долг нашей памяти — сделать так, чтобы по каждому из них было принято то решение, о котором мечтала Ю. М. Алексеева.
Мне кажется, что есть два вида правозащиты — правозащита гуманная и правозащита агрессивная. Людмила Алексеева — патриарх и символ именно гуманной правозащиты. Гуманная — это вовсе не добрая или сладкая, а всего лишь приближенная к человеческой природе. Алексеева всегда исходила из презумпции доброты и порядочности людей, но ненавидела все, что было направлено на превращение правозащиты в источник зарабатывания денег.
Про Алексееву должна быть написана книга. Но книга не грустная и печальная, а оптимистическая и жизнеутверждающая, такая, какой была сама Людмила Михайловна.
Я думаю, что нас, тех, кто напишет главы для этой книги, — многие сотни. Например, полковник ГУВД Москвы Всеволод Николаевич Белкин. Именно он стоял 10 лет назад у истоков общественного контроля за полицией. А почему? А потому, что 5-летним мальчиком на даче в Подмосковье познакомился с необычным человеком — тетей Людой.
Сколько таких людей, осененных рукой Людмилы Михайловны, сыграли заметную или выдающуюся роль в истории нашей страны! Наверное, многие из тех, кого мы сегодня вспоминаем добрым словом, получили созидательный импульс от Л. М. Алексеевой.
Надеюсь, что судьба и взгляды Л. М. Алексеевой станут примером для многих и многих миллионов людей.
Помню с ранней юности, даже с детства и Людмилу Михайловну, и Голос Америки. Это был полный переворот сознания, совсем другой взгляд на жизнь, на мир... Во главе в этом мире стояло не надо государство, а человек... Светлая личность... Спасибо... И аплодисменты...
Царствие Небесное ! Вечная Память ! Истинных патриотов России меньше чем квасных... холуев режима.