6 декабря 2018 года в Воронежском областном суде состоялось заседание апелляционной коллегии под председательством судьи Востриковой по жалобе жителей села Елань-Колено на незаконное решение судьи Камерова Новохопёрского районного суда Воронежской области, по иску к администрации Коленовского сельского поселения «о возложении обязанности по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества».
Также было предоставлено суду ходатайство со стороны истцов на проведение повторной экспертизы водных источников села Елань-Колено.
Ныне сложилась парадоксальная ситуация в борьбе населения Елань-Колено за право жить в благоприятной природной среде, пить чистую воду и использовать незараженные водные источники для полива и обслуживания домашних животных. Московские независимые эксперты на основании своих исследований указывают на наличие радиационного заражения питьевых источников села, а воронежские чиновники Роспотребнадзора говорят об отсутствии здесь какого-либо заражения.
8 сентября 2018 года Судья Новохопёрского районного суда Е. Камеров, опираясь на данные Роспотребнадзора, отказался удовлетворить исковое заявление местных жителей, которые требовали признать результаты экспертиз московских ученых и обязать администрацию села обеспечить жителей чистой питьевой водой.
Парадоксально здесь еще и то, что по распоряжению того же Роспотребнадзора в 2015 году в этом селе на улице Новостроящейся жителям было запрещено пользоваться водой из шахтных питьевых колодцев. Они были закрыты и опломбированы.
Вообразите себе: пробурить на двух никелевых месторождениях 230 скважин на глубину до полутора километров, пройдя при этом через шесть водоносных горизонтов, в том числе реликтовых, бором-йодистых, выбросить в овраги 20 тонн отходов от бурения, и при всем этом пытаться еще цинично утверждать, что никакого вреда эти действия не могут оказать на состояние экосистем этого района — это какого?
Можно понять адвоката компании УГМК из Екатеринбурга госпожу Удеревскую, которая скрупулезно, беспристрастно и без зазрения совести, профессионально делает свою работу, опираясь на каждую букву закона, используя любую ошибку, неточность для того, чтобы подвергнуть сомнению действия активистов, в частности, касаемо качественного проведения отбора проб воды для анализа на зараженность радиацией. Это главный «конек», на котором строит она защиту в интересах своего заказчика. Перед ее силой убеждения не устоял в сентябре судья Камеров, а сегодня она пыталась убедить в весомости своей аргументации судью Вострикову и ее коллег.
Аргументация Лилии Ишковой — главного представителя стороны истцов, тоже была очень убедительна, но еще и по-человечески весома. В конце концов за решением суда стоят судьбы человеческие, и здесь очень важно судебной коллегии не только чтить букву закона, но и чувствовать реальную картину происходящего и свою ответственность перед живыми людьми, которые уже четыре года пьют отравленную воду.
Очень лаконично и деликатно прозвучало требование Ишковой, обращенное в прениях к судебной коллегии: «Прошу исправить ошибку судьи Камерова!»
В свою очередь адвокат Сергей Бутусов разложил по полочкам неправомерные действия того же новохоперского судьи, которые указывают на нескрываемое предпочтение господина Камерова к компании УГМК.
Что перевесит при принятии решения суда в этой ситуации: интересы денежных мешков компании УГМК или голос населения, страдающего онкологией в результате радиоактивного заражения? Придираться к чистоте взятых проб можно только от предвзятости и в попытке перетянуть одеяло на свою сторону, чем и озабочена екатеринбургская дама. Активисты, которые брали пробы воды, согласно инструкции специалистов экспертной лаборатории, за ними не ездили в Чернобыль, а брали их в своих колодцах, в своем озере. И если в пробах есть уран, то даже непродезинфицированная колба этого не спрячет.
Судебная коллегия оказалась в затруднении, чтобы сразу вынести свое постановление. Фемиде очень трудно балансировать между олигархами и СОВЕСТЬЮ. Что касается населения, то это понятие давно размыто в чиновничьих представлениях и, к сожалению, не имеет особого смысла при принятии своих решений.
(Заседание коллегии перенесено на 11 ноября на 16:00).