Некоторые (и даже многие) восклицали, какой смысл в голодовке Сенцова?! А часто даже не спрашивали, а утверждали: нет, мол, никого смысла в этом истязании!
И хотя я против всяких форм насильственного сопротивления (а голодовка — именно это, когда насилие направлено против тебя самого), у меня лично есть ответ на этот вопрос.
Да, как это ни поздно, но именно голодовка Сенцова перевернула во мне многое. Я не вышла на улицу, когда ему вменялось абсурднейшее обвинение (подорвать памятник Ленину ночью). Не возмутилась в ходе расследования. И даже когда был оглашен приговор, основанный примерно ни на чем, а Сенцов — режиссер был объявлен террористом, отправлен на Север, на 20 лет, в колонию строгого режима, мне было не то чтобы безразлично, но я и не предпринимала ничего, кроме, может быть, записи в соцсети мельком.
Так что именно благодаря голодовке я (как и многие!) встала в пикет, в котором стою уже больше двух месяцев.
В чем смысл пикета? — спросите вы?
Этот вопрос стоит адресовать, как это ни удивительно, французам и англичанам.
Так, в субботу — в Париже, и в это воскресенье — в Лондоне прошли массовые акции, где были продемонстрированы фильмы об Олеге, а через это был разговор об общей проблеме России и Украины, принципиальной важности обмена военнопленными, исполнении мирных минских соглашений.
В Париже это вылилось вообще в ежедневный формат. Они стоят, как и мы, ежедневно, но во Франции. И распространяют трогательные сообщения:
Une chaîne humaine de courageux(ses) Russes se construit jour après jour depuis le 7 septembre 2018, la semaine devant l'immeuble de l'administration présidentielle à Moscou, le weekend devant la statue du poète soviétique et chanteur Bulat Okudzhava, toujours à Moscou. La loi russe interdisant que plusieurs personnes manifestent en même temps (sous peine de finir au commissariat), elles se relaient l'une après l'autre, toutes les heures, une seule personne à la fois.
Они включены в это ежедневно: и потому что была голодовка Сенцова, и потому что мы стоим в Москве.
Эту логику объяснила моя подруга из Лондона. Она в какой-то момент решилась на инвалидной коляске выйти из дома и встать в пикете, распространяя листовки возле метро (люблю тебя, Таня). Я знаю, как ей это трудно, почти невыносимо, учитывая ее интровертность, на что она с легкостью бросила: Если вы стоите в Москве, то чего это стоит мне в Лондоне? По крайней мере, меня точно никто не арестует за это.
Как вы понимаете, можно спросить и их: в чем смысл стоять в Лондоне или Париже?
Но думаю, и тут найдется человек, что скажет: смысл во мне.