Прошло всего 2 дня со дня выборов в Приморском крае, а написано и нарисовано уже много. Тем, кто давно занимается выборами и следит за поступающей оттуда информацией, в общем-то, понятно, что там произошло. Непонятно пока, как наше государство во главе с Администрацией Президента и, в частности, система избирательных комиссий и суды будут выпутываться из этой ситуации. Что будет делать комиссия, посланная туда из ЦИКа? Я ведь неспроста говорю, что опытным людям ситуация ясна, и понятно, что надо делать.
Ну а я, пожалуй, добавлю к уже опубликованным статистическим открытиям еще пару зарисовок. Сравню данные, различающиеся по времени всего на одну неделю. (И моя благодарность добытчикам — Сергею Шпилькину и Максиму Крюкову).
Итак, утром в 8:00 по местному времени в Приморье открылись 1550 участковых избирательных комиссий (УИК). После закрытия в ГАС «Выборы» стали поступать данные, которые на 6:35 по местному времени показывали победу кандидата Ищенко со значительным преимуществом в 22717, или 5,1% голосов, в 6:41 уже показывали преимущество кандидата Тарасенко в 7650, или 1,5% голосов. Затем в течение суток публичные результаты ГАС не изменялись.
За шесть минут в публичной части ГАС добавились 53 УИК. (Заметим, что ни те ни другие данные не учитывали данных тех 13 УИК, результаты на которых уже были отменены по причине «вторжения в ТИК сотрудников МЧС»). Интересный факт: 52 из этих 53 УИК относятся к трем территориальным комиссиям (ТИК): 19 — к Арсеньевской городской, 14 — к Находкинской городской, 19 — к Уссурийской городской.
Для того, чтобы оценить разницу голосования 9 и 16 сентября надо сравнить результаты тех УИК, для которых одновременно известны данные протоколов того и другого голосования. Таких протоколов нашлось 1525. Их мы и будем сравнивать (то есть приведенные числа будут хотя и приблизительные, но отличающиеся от реальных совсем незначительно). Также следует оговориться, что это — не совсем реальные числа, а числа, учитывающие все приписки.
16 сентября приняло участие в голосовании на 71063 избирателя больше, чем 9 сентября, при этом число недействительных бюллетеней уменьшилось на 5027 штук, число избирателей, проголосовавших за Ищенко, увеличилось на 137431 человек, а за Тарасенко — на 47567 человек. При этом УИКи разбились на следующие группы:
Кандидат | Число УИК, в которых за кандидата проголосовали меньше, чем 9 сентября | Число УИК, в которых за кандидата проголосовали больше, чем 9 сентября | Число УИК, в которых прирост числа голосов за кандидата превысил 250 голосов | Число УИК, в которых прирост числа голосов за кандидата превысил 500 голосов |
Ищенко | 59 | 1423 | 59 | 1 |
Тарасенко | 606 | 854 | 48 | 35 |
Иначе говоря, существует группа УИК, в которой Тарасенко прибавилось очень много голосов. Интересный факт: из 35 таких УИК 6 относятся к Арсеньевской городской УИК, еще 6 — к Находкинской городской и 22 – к Уссурийской городской. Вот такое совпадение.
Что же теперь делать? Конечно, проще всего пересчитать голоса в тех УИК, в которых официальные данные разошлись с данными копий протоколов, выданных наблюдателям. Можно использовать для пересчета (повторного подсчета голосов) другой критерий: большая задержка с вводом в ГАС или большие расхождения по сравнению с первым туром. Однако надо понимать, что пересчет должен быть полным, а не только пересчет галочек: надо посчитать и погашенные бюллетени, и подписи в списках, обращая внимание на их подлинность. Дело это достаточно долгое, но при желании — возможное.
Другой подход: взять и отменить итоги голосования на территории трех ТИК. Но это можно сделать, только найдутся серьезные нарушения при составлении протокола, подсчете или при приеме протоколов в ТИК. Это, конечно, быстрее, но приведет к тому, что выборы будут признаны недействительными.
То, что случилось в Приморье — закономерный итог отсутствия ответственности за фальсификации на предыдущих выборах. Но обычно, эти фальсификации не вызывали такого публичного скандала. Посмотрим, что будет на этот раз.