27 декабря в район Рабочих улиц Костромы приехала бригада телефонистов. Не раньше, не позже, а именно под Новый год захотелось им строить новую подстанцию и тянуть кабели для расширения услуг связи проводной телефонии и интернета. На одном из домов они заметили объявление, случайно прочитали его и озадачились – район готовится под снос. «Для кого же мы собрались тянуть телефоны? Почему нам никто не сказал?»
А в объявлениях на домах района было оповещение о сходе граждан, которое состоялось ещё 17 декабря. Сход организовали сами жители для того чтобы проинформировать соседей о сносе всех бараков района и застраивании его многоэтажками.
Этот район планировался к сносу ещё с 2008 года, «при прежнем губернаторе» (тогда же был утверждён новый генплан Костромы). Губернатор ушёл, а планы остались. В марте 2015 года вышло постановление администрации города о развитии застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая. Жителей района собирали, объясняли, но планы опять остались на бумаге. Между тем, дома здесь деревянные двухэтажные, 1937-1939 г.г. постройки, в большинстве – по 8 квартир. Всего согласно постановлению сносу в будущем подлежало 39 домов. Жители и рады бы переехать из старых «деревяшек», да строить тут никто не хотел. Так все и перестали ждать и верить в переезд.
Однако, как оказалось, летом 2017 года местная крупная строительная компания всё-таки облюбовала эту территорию в 8,7 гектаров и начала согласовывать стройку – был разработан проект планировки, его вынесли на публичные слушания, которые и состоялись 28 ноября. Но жителей об этом не предупредили, ни объявлениями, ни звонками («на сайте городской думы выложено, вот и читайте»), поэтому пришло всего 5 человек. Толком сообразить они ничего не смогли, да и интерес их - в переезде, а не в развитии территории. Но на слушаниях присутствовали представители коммунальных служб – газовики, тепловики, электрики, водоканал, а также управление транспорта. Все высказали свои замечания. Например, для электроснабжения района необходимо построить ещё 5 подстанций, и запланировать линии для магистралей, а их в проекте нет. Из городской телефонной станции, как мы уже знаем, не позвали никого.
Вопросов по проекту возникло всё равно много, как у чиновников, так и у жителей. К примеру, в какой ситуации останется одна пятиэтажка-хрущёвка, которую не сносят, но которую окружат высотки? Она и сейчас с трещиной стоит, а если будут сваи рядом забивать? В одной части района - зона подтопления, как там можно строить двенадцатиэтажки? По современным технологиям, ясно. А что будет со следующими домами, за границей строек? Там стоят старые кирпичные двухэтажные дома, они могут просто утонуть из-за изменения геологии территории. Нет, разрешение будет только с устройством ливневой канализации. Ясно. Да только плавали, знаем. Будет ли отдельный торговый центр, как модно стало по всем городам? Нет, все магазины будут на первых этажах зданий. А вот садик будет свой, районный - к старому зданию пристроят ещё один корпус, современный. Парковки спланированы во всех дворах, хотя там места не остаётся для спортплощадок. Внутри района будет проходить новая 4-хполосная дорога, которая отражена в упомянутом выше генплане. Итого вместо 39 -ти деревяшек будет построено 10 высоток с автономным отоплением. Ну, и на десерт – церковь на соседней площади, как раз перед политехническим колледжем. Жители недоумевают – как божий храм может соседствовать с храмом науки? Две представительницы техникума тоже сильно удивились, но промолчали. Видимо, скрепы в тренде, не велено перечить. Обсуждение картинок и схем затянулось, и тут на сцену вышел застройщик. Оказалось, что он притаился сзади, молчал, изображал из себя жителя, но не выдержал тягомотины и буквально завалил всех рёвом о духовности, о неподготовленных слушаниях и о переносе обсуждений. Жительницы примолкли, но успели внести свои предложения – не планировать парковку на детской площадке существующей пятиэтажки, предусмотреть строительство большой спортивной площадки для всего района, не строить церковь. Анонимный застройщик настаивал на прекращении слушаний и на строительстве церкви. Когда все разошлись, он с полным правом вошёл в кабинет главного архитектора города, чтобы обсудить ситуацию.
15 декабря был опубликован итоговый документ слушаний, в котором зафиксировано 24 замечания и предложения, с выводом – отклонить проект планировки и отправить его на доработку. Среди прочего – построить культовый объект. Как так? Это предложение поступило от самого застройщика, хотя для жителей он таковым и не являлся. Видимо, доходное это дело – строить церкви. В общем, планировку по любому придётся переделать, но деньги застройщиком на её проект уже затрачены, значит дело будет двигаться.
Через день после опубликования итогового протокола слушаний состоялся сход граждан в районе. Присутствовало около 100 человек, никто ничего не знал о проектах застройки и обсуждениях. Поэтому сначала слушали с недоверием, но, увидев схемы и газету с документами, снова поверили в переезд. Вопросы возникли простые: «Когда? Куда? Как?» До развития территории дело не дошло. Однако многие говорили о нестыковках – в большинстве домов района в последние годы (2015-2017) были проведены капремонты по планам регионального оператора, регулирующего «общий котёл». Крыши, отмостки. В одном доме именно в данный период времени проводится капремонт системы отопления. Около половины стоимости работ (а это 1-1,4 миллиона рублей на один дом) финансировалось из областного бюджета. А ещё в одном дворе в этом году был уложен асфальт, установлены скамейки – по федеральной программе формирования современной городской среды. Да что же это такое? Бюджетные деньги город тратит на ремонт и благоустройство домов, готовящихся под снос? Выходит, так. Одна рука/голова не ведает, что творит другая. Хорошо, что не семь голов в управлении городом, а то бы дитя совсем было без присмотра. С другой стороны, некоторые дома района стали срочно обследовать городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений, т.е. готовят к признанию аварийными. В общем, не знаешь, к чему готовиться.
С собрания жители уходили в задумчивости – прозвучали советы застраховать жильё и следить за пожарной безопасностью домов. Вот так у нас горожане относятся к застройщикам - плавали, знаем: есть примеры поджогов, а есть примеры «сосланных» в отдалённый микрорайон Венеция. Так что такой желательный переезд жители восприняли с настороженностью. Особенно, когда застройщик рвёт на себе тельняшки за духовность, хорошего не жди.
Предположительно к весне 2018 года проект планировки территории в 8,7 гектаров будет доделан, согласован с администрацией. Возможно, следующим же летом начнут копать первый котлован на единственном небольшом пустыре. Главное – люди теперь успеют подготовиться к выселению, а то до них руки не дошли ни у кого – ни чиновников, ни депутатов, ни застройщика. Так же, как и до телефонистов.
о состоянии здоровья не деликатно. Но, когда при застраивании города творится беспредел, хочется спросить: гл. архитектор здоров? всё ли у него в порядке с головой ? речь нервная, одна рука не ведает что делает другая. Отдыхать ему надо .
Бараки строились на несколько лет вашей "славной" советской властью. Но не коммунисты, не тем более их нынешние преемники не в состоянии решить этот вопрос
Эти дома-бараки как утверждают наши чинуши должны стоять до 100 лет С какого перепуга они это взяли Эти дома строились для временного проживания людей чтобы восстанавливать после войны разрушенные города а оказалось на века Люди живут в ужасных условиях И все письма и звонки идут напрямую президенту но вопрос за многие года остается нерешенным И остаются эти бараки в центральных исторических местах города -как бельмо И показать туристам и приезжим нечего кроме развала и грязи А ведь история многих городов России -уникальна Нет хозяина земли Вот так и продолжается из года в год А люди как жили так и живут не живут - а выживают не надеясь ни на что хотя работали честно не воровали а сейчас что творится -и все в верхних эшелонах власти Вот так люди надо жить!