Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Возвращение призрака. Николай II: хроника

Возвращение призрака. Николай II: хроника

Владимир Ильин
Владимир Ильин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Император Николай II ушел в 1818 г. в историю. И не было никаких особых оснований полагать, что его призрак через 100 лет станет активным участником общественных дебатов. Его возвращение было организовано православной церковью в качестве святого. Вот некоторые вехи этого процесса. 

В 1928 г. Катакомбная церковь причислила погибшую царскую семью к лику святых. Сербская православная церковь канонизировала Николая II и его семью в 1928 г. (но тут не все ясно). В 1981-м это сделала Русская православная церковь за рубежом. 

В 1992 году Архиерейский собор Русской православной церкви дал поручение комиссии по канонизации святых «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи».

Однако комиссия не нашла оснований для его канонизации. Главные сомнения были связаны с тем, что Николай отрекся от престола.
Однако, оценивая жизнь царской семьи в последние 17 месяцев, «комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

«В богослужебной и житийной литературе Русской православной церкви слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников». В истории Русской церкви такими страстотерпцами были некоторые князья XI-XIV вв. и царевич Дмитрий (Коммерсант. 20.09.2017).

20 августа 2000 г. РПЦ на церемонии в храме Христа Спасителя в Москве канонизировали Николая II и его семью. 
Протодиакон Андрей Кураев так объяснил смысл этого шага: «Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти, если хотите, ухода с политической арены. У него ведь были все основания для того, чтобы озлобиться, остервениться, последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть злобой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было» (Православие и мир). 

Православные, почитающие Николая II, утверждают, что его канонизация не имеет отношения к его политической деятельности, которая у многих вызывает немало вопросов (войны, расстрелы). Она является лишь признанием его воистину христианского поведения в последний период жизни.

Прот. Георгий Митрофанов так прокомментировал смысл канонизации:
"Именно страстотерпческая кончина, а не государственная деятельность и церковная политика дает основание ставить вопрос о канонизации царской семьи. Это подчеркивалось определенно. В житии государственной деятельности и церковной политике Николая II дается достаточно лаконичная и сдержанная оценка. Мы не идеализируем государя. Святые не безгрешны. И в политике императора было немало недостатков. <...> В самой формулировке есть ряд нюансов выразительных: не царь-мученик, а царь-страстотерпец, а коль скоро страстотерпец, то прославлен за безвинную кончину, принятую с христианским смирением, и поэтому, если мы хотим видеть в семье Государя пример для подражания, так вот это пример того, как нужно принимать безвинную смерть, а не пример того, как нужно строить семейную жизнь. <...> А что же в нем было хорошо? 
А хорошо в нем было то, что составляет половину его жития, принятого нашей Церковью, – это описание пребывания его в заключении вместе со своей семьей. И вот это осмысление всей семьей грозящей им смерти... Они не сразу понимают, что смерть им грозит, потом стали понимать. Вот эта динамика их духовного переживания – вот что главное. Поэтому рассматривать царскую семью как пример христианской семьи не приходится, хотя это была в общем хорошая семья, состоявшаяся"(Азбука веры. Канонизация царской семьи).

Таким образом, если исходить из присвоенного царской семье статуса страстотерпцев, то никакие грехи Николая, обсуждаемые в фильмах или где бы то ни было, не могут быть оскорблением чувств верующих. Образцов для православных стала лишь его смерть, а не вся жизнь.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
7 июля
Сергей Ухов
Сергей Ухов
Умное голосование во Франции
Мнение
17 августа
Кирилл Суворов
Кирилл Суворов
Война уничтожает умы
Комментарии (8)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Vova
30 сен 2017 17:31

"а не государственная деятельность" - вот именно! Тот ещё был "деятель"...

Шурави
30 сен 2017 20:48

в 1818??? тогда вроде Александр был

Людмила
1 окт 2017 00:52

А много мы знаем о жизни людей в его правление? Например, численность населения увеличивалась в стране на 1 млн. чел. в год за счет естественного прироста - плохо это? Кому-то, м. б. и плохо... Сейчас вот слегка смертность сократилась, и то рады, а м. б. и не все рады. Спросите сами себя - когда людям плохо, они заводят много детей? Я думаю, что нет. Успехов, историки-горемыки.

Vova
1 окт 2017 01:17

Люди заводят много детей в двух случаях:
- не рассчитывают на пенсию;
- не пользуются контрацептивами.

Людмиле
1 окт 2017 09:53

Так ведь тогда контрацептивов не было, это раз. А два - телевизоров тоже не было, Библию читали вслух по вечерам, а там сказано - плодитесь и размножайтесь. Вот всё само собой и получалось. :)

Поклонская
1 окт 2017 15:45

Учить тут православных верующих вздумали!? Мне и без вас хватает одного Учителя!

Фройд
1 окт 2017 16:03

Советовал бы Вам попробовать с несколькими Учителями. Можно одновременно :)

Поклонская
1 окт 2017 16:52

Такую жену Вам бы посоветовала.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Религия