Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Что такое Традиционная религия мари, и как проходят загадочные языческие моления

Что такое Традиционная религия мари, и как проходят загадочные языческие моления

Цитата
Цитата
Добавить блогера в избранное
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
На самом деле, марийцы не колдуют. По крайней мере те, кто относят себя к представителям Традиционной религии мари. Но их моления, которые несколько раз в год проходят в священных рощах (кюсото), – событие поистине интригующее: в лесу стоят котлы, в которых варятся жертвенные гуси, а десятки мари в едином порыве готовятся к прочтению молитвы. На молениях нельзя присутствовать тем, кто не исповедует эту религию, и говорят там только на марийском.
 
 
Село Тумьюмучаш расположилось на полпути из столицы Марий Эл Йошкар-Олы до поселка Сернур. Совсем рядом с селом – одна из четырехсот священных для мари рощ. Единственное, что отличает типичный на первый взгляд лесок у дороги – это табличка на одной из берез, что на окраине рощи. "Кюсото" (священная роща) – написано на ней.
 
 
Марийские моления обычно проходят в священных рощах – кюсото. Рощу для моления выбирает карт – марийский священник – по определенным параметрам. Обычно около каждой марийской деревни бывают такие рощи.
 
В воскресный день сюда с самого раннего утра идут марийцы. Кто-то из соседней деревни, кто-то приехал из города на машине или автобусе, а кто-то – с другого конца республики или вовсе из соседних регионов. Все они деловито идут по заснеженной дороге, неся с собой ведра, тазы, гусей или уток и огромные пакеты, набитые крупой и кухонной утварью – ложками, тарелками и ножами.
На опушке небольшая стоянка для автомобилей, а на краю рощи – суетятся люди. Выше макушек сосен поднимается дым от пяти огромных костров. Каждый из них стоит в разных частях и посвящен разным богам. Марийцы готовятся: чистят гусей и уток, варят их в котлах, похожих на чаны ведьм из сказок, и делают "котлеты" из крови жертвенных животных и смеси круп.
 
Дерево - посредник между богами и людьми, место пребывания бога во время жертвоприношения.
 
Модель мира для марийцев – это дерево. Оно соединяет подземный мир, мир людей и космос и представляет из себя одновременно возникновение, развитие и упадок. Именно поэтому мари молятся в рощах священным деревьям (онапу). Дерево - посредник между богами и людьми, место пребывания бога во время жертвоприношения. Еще один посредник для мари – это карт, своеобразный жрец.
 
 
В основном приносят хлеб, крупу, небольшие деньги и свечи. Все это выкладывается на столе перед главным деревом в роще.
Мари не ходят в рощи часто, как ходят православные в церковь и мусульмане в мечеть. Только по праздникам в дни молений они посещают их. Есть также рощи для всемарийских молений, а есть деревенские. Бывают и семейные моления, которые случаются чаще. Молятся и просто дома – ставят свечку и читают молитвы.
 
Священная роща у села Томьюмучаш называется Шурното. Раз в пять лет здесь собираются мари со всей страны, чтобы провести завершающее осеннее моление. У каждой рощи своя очередность. В 2016 году молились в Шурното.
У поляны пять кострищ, каждое из которых посвящено определенному богу. Самое большое – для бога Тум Юмо (светлый великий бог). Это главный бог у мари. Он выступает в виде седого старика с белой бородой, живущий на небе. Другие костры посвящены другим божествам – Шочын Ава Юмо (богиня рождения, богоматерь), Мер Юмор (божество, управляющее мирскими делами), Куркугза (марийский князь, ставший святым, дух справедливости) и Мланде Ава (бог земли).
 
 
 
ИСТОРИЯ НАРОДА И РЕЛИГИИ
 
Традиции мари всегда шли из леса. Еще пару веков назад соседние народы были уверены – мари полудикие охотники и рыболовы, но потом отношение к этому этносу изменилось – оказалось, что марийцы занимаются земледелием, пчеловодством, скотоводством и даже металлообработкой. Тесная взаимосвязь с лесом и определила языческое мировоззрение этого народа. Лишь мари удалось сохранить и пронести через все трудности и преграды свое устремление к природе и своим богам.
 
 
За правильностью процессов следят карты, своего рода марийские священники, отличить их можно по белой шапке.
Марийцы рано потеряли свою самостоятельность. Причина в этом одна – положение между русскими на западе и татарами на востоке. Русско-татарские войны разоряли оба государства, но марийцам приходилось хуже всех – на их территории проходило большинство сражений, а проигравшие, возвращаясь домой, часто грабили всех, кто встречался на их пути.
 
В конце XVII – начале XVIII веков над народом нависла новая угроза – крещение. Мари не хотели принимать православие и всячески сопротивлялись этому. Сначала жителям, которые крестились, обещали трехлетнее освобождение от подати, повинностей и отправления рекрутов в армию. На деле же ничего этого так сделано и не было. К 1724 году только две тысячи мари приняли крещение. Через 16 лет начались угрозы переселения из родных мест в Сибирь, солдат били палками, насильственно заставляли их давать подарки священникам лисицами и куницами. Мари в ответ на это бежали в леса и продолжали молиться своим богам.
Мари не хотели принимать православие и всячески сопротивлялись этому.
 
Советское время заставило большинство мари забыть о своей вере. Но есть семьи и даже целые деревни, которые продолжали молиться в рощах.
 
В Сернуре корреспондентам "Idel.Реалии" одна местная жительница рассказала, что, несмотря на запрет религии в Советское время, ее семья продолжала молиться прямо у себя дома. "Мы были единственными мари в деревне. Но нас защищали и покрывали соседи – они не рассказывали никому, что мы молимся, а мы не говорили, что они совершают православные моления. Мой отец был юмотан (с марийского "друг бога", человек, который мог проводить семейные моления в любой марийской семье) и коммунист одновременно", – рассказала женщина.
 
 
Специальные люди следят за временем приготовления жертвенного мяса.
Православие и язычество среди мари перемешались настолько сильно, что преобладающая часть мари, которая ходит в рощи, также молится и по христианским обычаям. Мари рассказывают, что именно так удалось найти компромисс.
 
– Мари всегда обращались к своим богам, даже во время христианизации. Часто делали это ночью, но никогда не забывали своих богов, – рассказывает Галина Ласточкина, пресс-секретарь Верховного карта Марий Эл. – Сейчас проходит своеобразный период становления – во многих местах начинают возрождаться моления в рощах. Мы свою веру никому не навязываем. Не говорим, что если ты мари, то ты обязательно должен быть частью этой религии и приходить на моления. Это со стороны канонов – это только воля человека. Если человек хочет прийти на моления – он делает это, если хочет в церковь – идет туда.
 
 
ДО МОЛИТВЫ
Сутра каждый мари, просыпаясь, готовится к молению. Он не только омывает свое тело, но и душу, мысли. Потом он идет в священную рощу. С собой он приносит приношение – гуся или утку, если это жертвоприношение, или хлеб со свечей, блины, крупы. В хлеб вставляют монетки или свечу для того, чтобы отблагодарить бога. Также приносят полотенца или рубашки – в зависимости от того, какая часть тела болит у человека.
 
 
Дерево, где расположен главный костер в честь верховного марийского бога.
Журналистов обычно на моления не пускают – так не положено. Но для нас сделали исключение, предварительно рассказав о некоторых тонкостях. Во-первых, никогда нельзя во время моления вставать перед картами и фотографировать их в анфас. Во-вторых, нельзя перемещаться во время молений между кострами – нужно заранее выбрать место. В-третьих, нельзя фотографировать кровь. Кроме того, нужно дать приношение одному из богов. В нашем случае – это были деньги для главного бога мари.
 
Подготовка к молениям начинается утром. У каждого из пяти священных деревьев на молениях стоит специальный стол, к которому мари несут подношения – хлеб, блины, птиц, крупы и деньги. Помощники картов занимаются тем, что подготавливают все эти подношения для богов. Не все отдают божествам из того, что приносят люди. Из хлеба, например, вырезают верхушку. Она – богу, остальное – людям. У гусей и уток отрезают крылья, головы и лапы – для бога. На деревянные подносы кладут головы лапы, крылья птицы и немного крупы. Остальное отправляется людям для готовки.
 
Сначала мари подают, потом просят. Нужно сначала принести подношение, а потом уже просить обо всем мирском и не только.
 
У каждого священного дерева разведен огромный костер. На нем в больших котлах готовят похлебку и другие блюда для молений. В первую очередь, варят уток и гусей. Потом их разделывают и отделяют кости от мяса. Кости отправляются прямо в огонь, а мясо – снова в котел. Там к нему потом добавят хлеб и крупы. Из крови жертвенных животных мари делают своеобразные котлеты, смешанные с крупами. Крупы разные – кто что принес. Потом котлеты варятся в бульоне и разрезаются на кусочки, снова отправляясь в котлы с мясом.
 
 
Приготовленное мясо птицы отделяют от костей для дальнейшего приготовления. Кости пойдут в бульон.
Несколько часов вокруг костров кипит жизнь: женщины разделывают мясо и готовят котлеты, мужчины следят за котлами и колют дрова. Кстати, рубить деревья в священной роще запрещено, поэтому к молениям дрова специально привозят из других мест. Есть и те, кто отвечают за чистоту в роще. Моления нужно закончить и оставить рощу в таком же нетронутом состоянии, в каком она и была. Поэтому остатки крови от жертвоприношения тщательно выскребают из затоптанного снега.
Моления нужно закончить и оставить рощу в таком же нетронутом состоянии, в каком она и была
Среди собравшихся марийцев в основном люди среднего и старшего возрастов. Молодежи очень мало. Мари говорят, что младшее поколение мало интересуется историей и традициями родного края и народа.
 
 
На больших молениях располагаются сразу несколько больших костров, в честь разных богов. Служба около них происходит не параллельно.
 
Но есть и те, кто пытается возрождать интерес в рядах сверстников. Так, молодой человек, пришедший на моления, представился членом Союза марийской молодежи "У Вий" и рассказал, как сейчас идет работа в Марий Эл и в других регионах.
 
– Мы стараемся возрождать те рощи, в которых давно не проводятся моления. Рощи нужно подготавливать, мы это делаем. Ездили недавно в Нижегородскую область, там много мари живет. В планах регистрировать там свою религиозную ячейку. Местная администрация была против, чтобы мы там моления устраивали, но мы смогли собрать молодежь мари и провели. Молодежь есть, главное сейчас – сохранить марийскую веру. Если мы ее сохраним, мы сможем сберечь и марийский язык, и марийскую культуру, традиции и историю. Религия – это стержень национального самосознания, основа всего марийского мира. Много людей сейчас приезжают к нам и изучают нашу культуру, язык и религиозные традиции, – рассказал он.
 
 
МОЛЕНИЯ
Около 14 часов процесс приготовления пищи окончен, и мари начинают собираться у костров. Каждый решает, какому богу он будет молиться. Кто для себя это решить не может, просто во время молитвы перемещается от костра к костру.
 
 
Когда основные приготовления завершены слово берет карт. Слова молитвы каждый раз придумываются заново до моления.
Карты облачаются в белую одежду. Летом в национальных белых одеяниях и обычные участники молений, но сейчас почти зима. Моления начинаются с главного костра, посвященного боту Тум Юмо. Как только собравшиеся начинают читать молитву, начинается снег. Он хлопьями опускается на головы и тела собравшихся. Мари сидят на коленях и, чтобы не замерзнуть, заблаговременно подложили под ноги еловые ветки или плед.
 
Как только верховный карт – Александр Таныгин – начинает молитву у главного костра, с разных сторон начинают слышаться голоса других картов и их помощников. Карты стоят прямо перед жертвенным столом, остальные – за костром, обращенные лицом к священному дереву.
– Земля – это все для нас. Это соль и хлеб нашего существования. Во время молений мы стараемся и просим для всех, не только для мари. Моления они и для татар, и для чуваш, и для русских, и для христиан и мусульман. Хоть африканцев. Нам нет разницы.
 
Молитва длится не более часа. Кто-то из картов заканчивает раньше, и еще во время молитвы у других костров слышно, как звенит посуда. Сразу после молитвы мари едят. Еда после молитвы – важная процедура. Особенно интересно, как после того, как они, выстояв в очереди с ведрами, тазами, тарелками и даже ведерками из-под майонеза, начинают расходиться по роще, чтобы съесть приготовленное.
 
 
Хоть большинство пришедших на моление представляют старшее поколение, встречаются и молодые люди, пришедшие с семьей или, что реже, полностью по своей инициативе.
 
 
Источник: сайт Idel.Реалии
Материалы по теме
Мнение
26 ноября
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Очередной налет «патриотов» на «Ельцин Центр». Стоит ли ждать следующего?
Мнение
20 августа
Артём Важенков
Артём Важенков
Год, как в тюрьме Григорий Мельконьянц. Совершенно несправедливо и незаслуженно
Комментарии (8)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
А где
19 янв 2017 17:54

это?

Марийцы как современные
19 янв 2017 18:40

Каббалисты и друиды одновременно. Молодцы! Будущий Глава Марий Эл должен быть марийцем!

Народ МАРИ
19 янв 2017 22:38

тихий - во власть не лезет, привыкшие работать и работать. Этим пользуются ушлые, лезут во власть, всё прихватывают и творят что хотят (коррупция). Вот поэтому и живут в бедноте. Но долго не может это продолжаться, скоро всё изменится - на молениях у БОГОВ все об этом просят и найдется человек "МАРИ", который изменит жизнь мари.

BBC
19 янв 2017 22:45

Я тоже думаю, что глава республики должен быть мари.

чОкнутый
20 янв 2017 08:37

взрослые игры... это разве "язычечтво"? Гвоздь, минимум сотка!, вбит в берёзу! И там же написано "дерево" - посредник... Ни что не напоминает? Они не принимали "православие"))))
Утеряны (моё мнение - до поры до времени не обнарудуются.. так как в настоящее время их не поймут) истинные языческие ритуалы.... зато красиво как у В.Шекспира

ты лучше
21 янв 2017 20:21

напиши , как православные готовы просить у кого угодно, а не только у Иисуса Христа

Юлия
22 янв 2017 01:08

...

Васли
21 ноя 2017 15:57

Я бы не стал вбивать в дерево гвоздь, а прикрепил бы дощечку с надписью веревкой или проволокой, обвитой вокруг дерева. Смотрится неприятно.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ГлубинкаЙошкар-ОлаКоренные народыМарий ЭлРелигияФинно-угры