Социальные последствия сильной Власти в пирамидальной структуре и социальный хаос
(очень нудно и можно до конца не читать)
Из сказанного выше должно быть ясно, что человеческое общество не может долго жить в условиях социального хаоса и вынуждено проходить процесс самоорганизации, создавая некую систему управления. Самая просто достижимая и поэтому естественная — система, построенная на принципах авторитаризма. По своей сути управляющая структура становится в отношении всего общества интервентной системой. И в этом случае очень важно понимать свойства административно-властной пирамиды. Эти пирамиды встречаются в любых управляемых системах независимо от того, построены они на принципах авторитаризма, или на демократических принципах.
Разница лишь в том, где расположена пирамида относительно всей массы народа, который включен в данное сообщество.
В тоталитарном обществе пирамида всего одна, возвышается над ним и подавляет общество.
В государстве с демократической формой управления есть несколько пирамид, стоящих «ниже» общества. Вся масса общества опирается на эти пирамиды и держит их под контролем.
Но вне зависимости от размеров и массивности все пирамиды имеют общий характер и подчиняются общим закономерностям. Для нас важно знать эти закономерности.
В жизни каждой организационной структуры типа «пирамида» в принципе возможно два этапа: этап роста и этап стагнации.
Первый этап — этап роста и развития соответствует тому периоду, когда в кипящем котле человеческих страстей преобладающими становятся животные инстинкты, под воздействием которых в борьбе за власть и за жизнь происходит дифференциация человеческого материала. Люди «рассеиваются» по уровням пассионарности.
На этом этапе выстраивается «идеальная» пирамида власти. В чем состоит ее идеальность?
1. Пирамида растет снизу вверх, когда на верхние уровни иерархии к вершинам власти поднимаются все более яркие «пассионарные» личности-лидеры, способные управлять менее пассионарными. Этот процесс роста и развития пирамиды не может быть бесконечным и завершается в двух случаях:
- когда вершины властной пирамиды достигает самая пассионарная личность в этой популяции людей;
- когда в сферу влияния выдающегося пассионария будет вовлечено все население, и человеческий материал будет исчерпанным.
2. «Идеальность» пирамиды предполагает, что все люди, вовлеченные непосредственно в структуру пирамиды, используются высшим иерархом — вождем как ресурс для достижения целей, сформулированных им же. При этом совершенно не важно, будет вождь персонифицирован как личность (тиран) или является коллективом единомышленников.
Для того, чтобы пирамида была «идеальной», должно соблюдаться одновременно два условия:
- Человек, занимающий более высокий иерархический уровень, должен обладать большим интеллектом и пассионарным потенциалом, чем тот, кто стоит на иерархической лестнице ниже.
- Нижестоящий по рангу пассионарий должен быть согласен и внутренне убежден, что его интеллект ниже, чем у его непосредственного руководителя (вождя, лидера).
В упрощенной бытовой трактовке это означает, что начальник всегда и во всем должен быть умнее, сильнее, авторитетнее, чем подчиненный, а второй с этим согласен.
Но такое идеальное соотношение для стабильных пирамидальных структур ни теоретически, ни практически невозможно. И именно в этой невозможности таится смерть административно-властной пирамиды. Она начинается с этапа стагнации.
Почему идеальная и уже выстроенная пирамида должна перейти в стадию стагнации?
Ответ подскажут общие закономерности культуры человека. В человеческой популяции идет непрерывный процесс обновления. Одни стареют и умирают, а другие рождаются и взрослеют. Генетически на любом этапе и от любого субъекта, входящего в сообщество, может быть рожден новый человек с высоким или очень высоким уровнем интеллекта и пассионарности. По мере взросления пассионарии получают и накапливают знания, умения, социальный опыт, необходимые для того, чтобы устремиться к верхним уровням пирамиды власти, следуя человеческим инстинктам.
Вероятность того, что такой пассионарий родится в самом нижнем уровне иерархии, где сосредоточено около 90% общей численности человеческой популяции, наиболее велика. Поэтому в процессе подъема по социальной лестнице к вершине пирамиды он должен пройти все уровни иерархии, места на которых уже исторически заняты теми, кто родился раньше или сумел достичь этих мест быстрее. А это значит, что занять их место можно, только доказав свое преимущество, и победив в борьбе с ними.
Между тем борьба молодого, растущего из социальных низов пассионария, против того, кто уже стоит на более высоком иерархическом уровне означает, что полностью нарушается второе условие функционирования идеальной пирамиды. Представитель нижнего уровня, борющийся за переход на вышестоящий уровень, не согласен со своим вождем и должен транслировать вниз по своему организационному сектору свои команды, которые кажутся ему более целесообразными, чем те, что получены сверху. Но это-то и вносит «шум» в идеальную систему управления, снижая ее эффективность.
Можно утверждать, что в структурах пирамид, которые охватывают своими связями сотни миллионов человек, число таких источников шума исчисляется сотнями тысяч. Поэтому в условиях сложившейся пирамиды, которая когда-то стала идеальной, спускаемые сверху команды в принципе не могут дойти до самого нижнего уровня без искажений. Это означает, что пирамида не выполнит своей основной задачи по удовлетворению потребностей основной массы людей. А в итоге часть субъектов, стоящих на самом низу социальной лестницы в системе пирамиды, будет ущемлена в удовлетворении какой-либо из своих биологических потребностей.
Чем выше неудовлетворенность жизнью, тем энергичнее устремляются вверх пассионарные личности из молодых субъектов популяции, внося еще больше шума в административно-властную пирамиду. И соответственно, ее эффективность должна снижаться, и одновременно будет нарастать процесс распада. Длится этот процесс до тех пор, пока деятельность системы управления в рамках данной пирамиды не придет к полному параличу, а все контролируемое сообщество окажется в состоянии социального хаоса или близком к нему.
И чем массивнее была пирамида, чем больше в нее было вовлечено человеческого материала, тем масштабнее будет социальный хаос.
Начиная с этого момента возможны два варианта:
- Пирамида авторитаризма вновь начинает выстраиваться снизу вверх, и из народной массы начнут подниматься вверх «герои», ведущие жестокую, беспощадную и кровавую войну между своими группировками до полной победы одной из них.
- Рост пирамиды прекращается на довольно низком уровне организованности. Тогда остается еще большое количество лидеров одного уровня пассионарности. Они вынуждены обратиться за поддержкой к обществу, у которого появилась возможность формулировать набор условий и правил ко всем пирамидам. Так зарождается система контроля за административными пирамидами.
Ни одна из пирамид не сможет подчинить всю человеческую популяцию и все пирамиды окажутся в положении ниже.
В процессе построения пирамиды происходит структуризация общества. Оно упорядочивается, уменьшается степень социального хаоса. То есть появляется стабильность и определенность, приятная для наименее пассионарных и просто пассивных людей.
К моменту завершения процесса формирования пирамиды на самом верху должна оказаться самая пассионарная яркая личность с наиболее высоким рангом властолюия. На следующем уровне ниже располагается до 10 ближайших помощников и сподвижников, индивидуальный ранг примерно одинаков для всех, но на единицу ниже, чем у «верховного» лидера. На третьем сверху уровне должно быть размещено уже около сотни субъектов, индивидуальный ранг которых примерно одинаков, но на две единицы ниже, чем у верховного вождя, и на единицу ниже, чем у его непосредственных подчиненных. И так будет по всей нисходящей линии до самого нижнего уровня, в котором сосредоточена основная масса народа, охваченного силой. В соответствии с этим принципом могут быть установлены индивидуальные ранги у всех субъектов, включенных в пирамиду.
Одновременно в этой пирамиде формируются и секторы команд, в которых учитываются социальная ориентация индивида и его индивидуальное расположение в поле социализации.
Индивиды, имеющие предрасположенность к убийству, но не имеющие наклонности к труду, могут быть вовлечены в армейские подразделения.
Трудоголики, у которых высока степень агрессивности, вполне могут послужить в качестве организаторов и управляющих отдельными отраслями экономики и т.д. Эти секторы могут быть определены нами под названием отраслевые или территориальные команды или «кланы».
В зависимости от того, как административно-властная пирамида размещена по отношению ко всей человеческой популяции, можно говорить и об уровне развития миллионов людей:
- В случае, если административно-властная пирамида размещена над всем сообществом и включает в свою структуру всех его членов , то у миллионов подчиненных людей, составляющих основу пирамиды, оказывается объективно самый низкий уровень развития на данный момент развития административно-властной пирамиды.
- Если административно-властная пирамида в обществе не одна, а их несколько, и все они размещены ровно, то однозначного вывода об уровне развития всех членов сообщества сделать нельзя. Общество, которое поставило под свой контроль «элиту» не может рассматриваться «элитой» в качестве «быдла».
Самые тяжелые для общества последствия будут тогда, когда административно-властная пирамида полностью накрывает все население. В этом случае свойства пирамиды составляют по сути механизм угнетения человека и общества. Как? Очень просто.
Суть пирамиды состоит в том, что индивидуальный рейтинг каждого члена пирамиды должен быть ниже рейтинга его непосредственного руководителя. Самым высоким рейтингом обладает «вождь», занявший вершину пирамиды и его ближайшие сподвижники. Тем самым как бы установлен верхний предел для всего общества.
В тот момент, когда одряхлевший вождь, занимавший верховное положение в административно-властной пирамиде, умрет естественной смертью и освободит место, которое соответствует высшей власти в обществе, на это место будут претендовать не менее 10 претендентов из числа его сподвижников, которые занимали подчиненное положение и имели объективно более низкий рейтинг. Шансы каждого из них занять вершину пирамиды равны и составляют около 10%. Это значит, неизбежна жестокая борьба за власть, при которой на вершине пирамиды может остаться только один из десяти бывших заместителей «вождя». 9 других претендентов будут отброшены от вершины и должны согласиться с тем, что их индивидуальный ранг был завышен. Те, кто не согласится, будут уничтожены победителем.
Но мы помним, что за каждым из побежденных претендентов стояли отраслевые или территориальные кланы, которые уходили на нижние уровни пирамиды. Значит, борьба за власть в пирамиде должна прокатиться сверху вниз, сметая на своем пути десятки и сотни тысяч неудачников. Они будут «опущены» на более низкие уровни власти. Или из человеческого сообщества могут быть просто выбиты люди с объективно высоким уровнем, чем те, кто составляет основу пирамиды.
Но поскольку волна насилия при каждой замене умершего вождя прокатывается по всей пирамиде до ее основания, результат будет всегда один и тот же. Каждая очередная замена высших руководителей, по причине их естественной смерти, приводит к снижению индивидуального ранга очередного вождя всей системы и требует понижения общего уровня культуры членов сообщества.
Но мы помним и о том, что человеческая популяция постоянно обновляется через воспроизводство новых поколений людей. Это значит, что постоянно существует вероятность того, что может появиться целое поколение, которое имеет генетические задатки высокого уровня социокультурного потенциала. Они могут противодействовать силам авторитаризма, исходящим сверху. Тем самым в качестве противовеса к механизму социального подавления культурного потенциала общества, который действует в условиях административно-властной пирамиды, выступает биологический механизм обновления человеческой популяции.