Король умер.
Да здравствует король!
На русский бунт «бессмысленный и беспощадный» в свое время обратил внимание А.С.Пушкин. И это не случайно. Россия неоднократно переживала состояние смуты. Да, и не только Россия. Практически в каждой стране мира периодически общество переживало периоды социального хаоса.
Смута — это социальный хаос, при котором:
- отдельные члены человеческой популяции независимы друг от друга и озабочены только собственными проблемами, которые порождены потребностями биологических инстинктов;
- бушует война между отдельными людьми или группами людей;
- экономические связи сводятся к борьбе за передел ресурсов;
- нарушаются или вообще отвергаются общечеловеческие социальные ценности гуманизма;
- не выполняются или вообще отсутствуют общепринятые законы и договоренности, которые регулировали бы нормы поведения отдельных личностей.
У состояния социального хаоса может быть два исхода:
- Варвары уничтожат носителей духовности, агрессоры — трудоголиков, а затем происходит взаимное истребление варваров вплоть до полной утраты взаимодействия между людскими особями. Такое конечное состояние означает полный распад социальной системы человеческого общества и переход к животному состоянию человека как вида живой природы.
- Численность людей уменьшается до соотношения, при котором восстановятся пропорции между носителями духовности и варварами, трудоголиками и агрессорами, необходимые и достаточные для того, чтобы инстинкт самосохранения заставил оставшихся в живых принять меры к самоорганизации общества.
В условиях социального хаоса есть только одна возможность для самосохранения отдельной личности — объединить собственные усилия с усилиями других людей, близких по месту расположения или по духовно-нравственным свойствам. За счет этого увеличиваются защитные возможности отдельного человека. Но тем самым отдельный человек создал первичную ячейку общества! Или вступил в нее! Объединяясь и укрупняясь, ячейки формируют общественные группы, а затем и общество.
От состояния социального хаоса к более или менее организованному Общество может перейти двумя способами:
- один субъект через военный конфликт подчинит другого, подавит его и ограничит возможности для роста, а в крайнем случае — просто уничтожит физически.
- конфликтующие субъекты договариваются о принципах мирного сосуществования.
Военный конфликт, как способ силового формирования общества
Этот способ достаточно примитивен и прост для понимания. Необходимо, чтобы в обществе, которое находится в состоянии хаоса, все кто не обладает большой силой, подчинились воле более сильного субъекта — и жизнь спасена. Создаваемый коллектив может быть более или менее сильным. Это зависит от того, насколько он организован единой волей, объединен единой целью, единой силой, идеей и в конечном итоге — единоначалием.
Чтобы такое единство стало возможным, необходим лидер, способный сплотить своих единомышленников, подчинив их себе. По мере создания из отдельных особей первичных организаций, уже они вступят в борьбу между собой. Эта борьба проходит по тем же принципам, что и борьба между отдельными людьми. Ее итогом будет или уничтожение одной из группировок, либо ее подчинение более сильной, лидер которой становится вождем объединенной группы.
Укрупнение группировок приводит к уменьшению хаотичности общества, подчиняя воле вождя тех людей, кто оказался в сфере его влияния. Так происходит силовая структуризация общества, которая развивается по одной схеме:
- этап 1 — сначала из числа нескольких людей находящихся в непосредственном контакте друг с другом выделяется один лидер — сильный умный, жестокий, коварный, способный организовать других, подчинив их своей воле, формируя из остальных единую группу;
- этап 2 — в борьбу за власть вступают группы примерно равные по совокупному потенциалу и образующие мини- сообщества, которые взаимодействуют на определенной территории;
- этап 3 и последующие — происходит дальнейшее укрупнение группировок и расширение сферы влияния наиболее сильных из них, число которых последовательно сокращается, а численность растет. Лидеры с наивысшим потенциалом постепенно поднимаются из популяции на верхние уровни управления, упорядочивая общество.
Процедура упорядочения общества не бывает быстрой и может длиться годами. Но не бесконечно долго. Срок упорядочения ограничен 5-10 годами. Все зависит от наличия человеческого материала, который составляет данную популяцию и входит в сферу претензий конкретных лидеров, борющихся за власть.
При упорядочении общества по такой естественной схеме в человеческом обществе образуются своеобразные пирамиды из людей. На самом верху каждой пирамиды стоит единственный «вождь», непосредственно которому подчинены менее сильные и яркие личности. В каждой пирамиде их не может быть много – от 3 до 10 человек.
Дело в том, что эффективно один человек может непосредственно управлять коллективом от трех до десяти человек. Только при таком численном соотношении лидер (вождь) способен переработать информацию, поступающую от своих подчиненных, проверить ее правдивость, продумать стратегию поведения коллектива, отдать конкретные указания и проконтролировать их выполнение, внося при необходимости поправки.
Каждый из субъектов, непосредственно подчиненных лидеру, в свою очередь формирует в своем подчинении группу более низкого уровня значимости. И их численность тоже колеблется в пределах 3-10 чел.
Так, спускаясь с верха пирамиды на все более низкие уровни, численность вовлеченных в нее людей нарастает, а значимость и способность сохранить независимость — снижается.
Принципиально важным для силового способа организации общества является то, что все общество не может одновременно структурироваться. Особенно такое, в котором популяция насчитывает десятки и сотни миллионов людей. Их структурированию на основе силового объединения препятствует даже пространство, поскольку сотни миллионов людей расселены на весьма обширных территориях. Для того, чтобы между всеми субъектами такого сообщества сложились и были закреплены некоторые связи вертикальной соподчиненности, требуется время и отсутствие конкурентов в борьбе за власть над десятками миллионов.
Поэтому процесс силовой организации может начаться одновременно в разных местах, и в обществе будут одновременно набирать потенциал две, три и даже более пирамидальных структуры, имеющих примерно равный потенциал по численности входящего в них населения и примерно одинаковый уровень пассионарности их лидеров. Тем самым создаются предпосылки:
- для их взаимного уничтожения через военный конфликт;
- для формирования некоторого механизма согласования интересов или раздела сфер влияния.
Договорный способ организации общества
В приведенном выше варианте силовой организации общества решающее слово останется за теми, кто будет определять: воевать или отдать власть одному из нескольких претендентов на роль «вождя». А этим определяющим субъектом в конечном итоге является весь народ, совокупный биологический потенциал которого намного больше потенциала любой даже самой яркой личности. И, конечно же, характер общественного устройства приобретает иной вид. Он определяется «договорами», которые заключают лидеры основных административных пирамид, рвущихся к власти над обществом и остальная масса сообщества, что не вошла в сферу силового влияния этих «пирамид».
При этом надо учитывать и то, что:
- В структуре пирамиды, которую организовал лидер, социальный хаос подавлен полностью и между всеми субъектами установлены жесткие связи подчиненности;
- В структуре общества сосуществуют и те, кто вошел в структуру отдельных пирамид, и те, кто не вошел, а пытается сохранить независимость. При этом между ними сохраняются отношения, характерные для социального хаоса.
Преодолеть этот хаос стремятся лидеры каждой властной пирамиды. Но им не хватает сил, чтобы включить всех субъектов общества в свою структуру. И они вынуждены «играть по правилам», которые требует установить большая часть населения. Помощь общества нужна тем, кто не может захватить власть из-за недостатка силы, и это означает, что совокупный потенциал биологической силы общества во много раз выше потенциала пассионарности отдельной властной пирамиды. Лидеры авторитарных структур вынуждены обращаться к остальной части общества, заключая по сути с ним договор.
При этом у значительной части Общества появляется возможность определить те социально значимые нормы, которые должны приобрести силу законов для всех индивидов, включая организованные группы. Именно этот момент по сути и понимается, как заключение общественного договора (по Ж.Ж.Руссо).
Если подобный «общественный договор» заключается в открытой форме (публичной), то можно говорить об открытом характере организационного упорядочения общества. По сути публично, вырабатываются и принимаются конституционные законы.
Но может иметь место сговор между лидерами отдельных групп, и тогда это признак масонского раздела сфер влияния. Претенденты, стремящиеся к власти над людьми, во всех случаях выстраивают отношения в своих кланах по принципу властно-административной пирамиды (сверху — вниз). Кланы борются между собой за власть над обществом. Они вынуждены учитывать хаотические потребности людей, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше индивидов, и с их поддержкой занять властное положение над обществом. Тем самым претенденты на власть вынуждены предлагать приемлемые для всех методы устранения отрицательных явлений, порожденных общественным хаосом. В результате вырабатывается совокупность норм и правил, которые снижают хаотичность общества. Но хаос побежден не силовым, а нормативно-регулирующим способом.
Способ мирного сосуществования за счет поиска компромиссов, выработки неких принципов, которые должны соблюдаться всеми членами сообщества и согласия между ними — это и есть демократический способ организации человеческой популяции, основанный на обезличенной власти договора.
Способ подавления одного субъекта другим или одного сообщества другим — способ авторитарной организации.
Накопленный человечеством исторический опыт указывает, что ни тот, ни другой способы организации культуры не является исключительным или постоянным. Более того, они периодически сменяют друг друга. Еще 2 350 лет тому назад греческий исследователь и публицист Ксенофонт в своем труде «Киропедия» писал: «Некогда пришлось нам задуматься о том, какое множество демократий было низвергнуто сторонниками иного, недемократического строя, какое множество монархий и олигархий пали, свергнутые восставшим народом, как много лиц, домогавшихся тиранической власти, очень быстро ее утратили, а тем кому удалось хотя бы на короткий срок встать у кормила правления, удивляются и сейчас как мудрецам и счастливцам. Нам часто встречались люди, из которых одни владели многими, другие немногочисленными рабами, но даже этими немногими в собственном доме они не смогли управлять так, что те с достаточной готовностью повиновались своим господам… Люди же с величайшей охотою восстают против тех, кого заподозрят в желании установить над ними власть».
Отсюда каждый должен знать простой вывод:
Демократов не бывает. Всякий, кто хочет установить (получить) власть над обществом – не демократ. Но демократия – бывает и проявляется в том, что общество разрешает некоторой части членов общества объединиться под личной властью одного человека. Созданная пирамидальная структура должна решать общественно-необходимые задачи от имени государства, но находиться при этом полностью под контролем и зависеть от него.
Любая партия — есть масонская организация, которая в зависимости от объединяющей идеи может быть криминальной и человеконенавистнической (все разновидности фашизма), сословно (классово)-демагогической, национальной, клерикальной и т.д.
История позволила нам без специального доказательства убедиться в том, что от одной формы организации общества перейти к другой можно только через переходную форму, для которой отличительным признаком является состояние социального хаоса.