В массовых опросах и в глубинных интервью наблюдается перформативный (театральный) эффект: респондент и информант в той или иной степени избегают суждений, которые противоречат либо общепринятому подходу, либо угадываемой позиции спрашивающего. Разумеется, это свойственно не всем, но имеет место. Соответственно, при интерпретации данных этот искажение надо учитывать, хотя это гораздо легче провозгласить как принцип, чем реализовать.
"New York Times" (May 11, 2016) опубликовала статью, в которой подробно рассматривается этот феномен на материалах нынешней президентской гонки. Суть статьи в том, что часть избирателей, поддерживающих Трампа стесняются в этом признаться в ходе интервью - лицом к лицу или по телефону, но готовы это сделать при анонимных опросах в интернете, а затем и на выборах. Этот же феномен наблюдается и у нас, что требует корректировки эйфорической поддержки ВВП в ходе российских опросов, что уже неоднократно отмечалось нашими коллегами.
Не люблю опросов по телефону. Врать неохота, а за правду бывают неприятности :)
За враньё по телефону неприятности тоже бывают ужасными: вурдалаков подсылают. Интересно, что многие так называемы либералы на основании этих опросов делают страшные прогнозы о будущем "этой страны". Хотя эффект застенчивого респондента известен любому первокурснику из основ социологии.
Обычно моим мнение только банки и радиостанции интересуются. Но если бы звонили социологи, то не уверен, что я бы стал им правдиво отвечать.