Мало кто из рядовых граждан об этом думал, но тем не менее: президент России Владимир Путин уже подписал принятый на прошлой неделе в пожарном порядке федеральный закон, согласно которому с 1 апреля 2016 года повышаются налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин и средние дистилляты. Пресс-служба Кремля сообщила об этом в понедельник. Повышение формально произведено с целью пополнения дорожных фондов, при этом об отмене или снижении ни транспортного налога, ни скандально известного сбора «Платон» речи не идёт. За политические и финансовые провалы государства снова платят граждане.
Федеральный закон «О внесении изменения в статью 193 Налогового кодекса РФ» был принят Государственной Думой в минувшую пятницу сразу в трёх чтениях (в таких случаях говорят – не читая) и немедленно (в тот же день!) одобрен Советом Федерации, не остывшие от принтера документы передавали из нижней палаты парламента в верхнюю нарочными.
Принятые поправки в Налоговый кодекс, как следует из пояснительной записки к законопроекту, предусматривают повышение акцизов на бензин пятого класса с 7,53 тыс. рублей за тонну до 10,13 тыс. рублей за тонну. Акцизы на дизельное топливо с 1 апреля составят 5,293 тыс. рублей (сейчас 4,15 тыс. рублей).
Минфин предполагает, что цены на топливо вырастут примерно на 5%, а дополнительные доходы федерального бюджета составят около 90 млрд рублей (до конца года).
Удивительная вещь: эти средства будут зачислены не в региональные дорожные фонды, за счёт которых идет ремонт региональных и местных дорог, а в федеральный бюджет, который (оцените аргумент) «сможет гарантировать неуменьшение как региональных дорожных фондов, так и федерального дорожного фонда», известил прессу заместитель министра финансов Юрий Зубарев. По существу, речь идёт о сборе денег в «общий котел», и проследить судьбу «добавки» в этом котле будет очень трудно.
По словам заместителя министра, «с учетом НДС (18%) литр бензина может подорожать на 2 рубля 36 копеек. При розничной цене на бензин 34-35 рублей за литр рост цены будет на 6,5-7%. Максимальный возможный рост цены из-за акциза будет находиться в пределах прогнозируемого уровня инфляции, а именно 7-8%». Для заместителя министра финансов это не выглядит достаточным самостоятельным основанием к общему повышению цен. Между тем такое повышение при росте цен на топливо экономически абсолютно неизбежно.
Все водители знают, в 2016 году акцизы на топливо уже повышались по предложению Минфина: с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, а на дизтопливо – на 20,3%. Последний раз дважды за год акциз повышали в 2013 году.
В начале февраля Минфин объяснял, что необходимо повысить поступления в бюджет из-за дефицита, вызванного низкими ценами на нефть: «В текущей крайне сложной бюджетной ситуации это единственный способ пополнить дорожные фонды», – утверждал официальный представитель министерства. «Если цены на нефть вернутся к росту, мы предложим вернуться к прежним ставкам акцизов или снизить их», – обещал он.
Невозможно не заметить: второе за год повышение акцизов и, соответственно, цен на топливо произошло в период повышения нефтяных цен.
То есть власти сделали ровно противоположное ранее обещанному.
Первым о новых планах увеличения акцизов на бензин и дизельное топливо 26 января рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий топливно-энергетический комплекс. При этом налоговая нагрузка на рынок нефтепродуктов в России едва ли не самая высокая в мире.
Уже тогда специалисты предупреждали правительство: в случае роста акцизов нефтяные компании будут стараться быстро переложить их в розничную цену бензина, но президент и правительство России традиционно лучшими специалистами считают себя.
«Максимальный негативный эффект на уровень розничных цен будет наблюдаться, только если производитель полностью переложит это повышение на потребителя», – надеялся на гуманизм нефтяных добытчиков Юрий Зубарев.
Но прогноз специалистов оказался точен: в понедельник, одновременно с приятием федерального закона, стало известно о том, что руководители крупнейших нефтяных компаний России обратились к Владимиру Путину с просьбой перенести обязанность уплачивать акцизы на автомобильное топливо с нефтеперерабатывающих заводов на автозаправочные станции.
Письмо нефтедобытчиков цитирует «Интерфакс»: «Природа акциза как косвенного налога фактически предполагает перенос бремени уплаты акциза на конечного потребителя при реализации на автозаправочных станциях. В целях облегчения администрирования акцизов в настоящее время законодательно определено, что акциз на нефтепродукты взимается с нефтеперерабатывающих заводов, которые вынуждены в дальнейшем компенсировать сумму уплачиваемых акцизов при последующей продаже нефтепродуктов потребителям. Получение акциза от покупателей нефтепродуктов в цене реализации фактически означает существенное отвлечение денежных средств добросовестных производителей качественного моторного топлива».
Письмо подписали президент «Лукойла» Вагит Алекперов, генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков, президент «Башнефти» Александр Корсик, генеральный директор «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов, генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов, президент «Роснефти» Игорь Сечин и президент Независимой нефтегазовой компании Эдуард Хадайнатов.
Вы, возможно, удивитесь, но представители нефтяных компаний заявляют, что изменение правил уплаты топливного акциза позволит «в кризисный период установить более справедливую и экономически обоснованную систему распределения налогов между регионами России».
Основания для такой справедливости они не указывают. Можно предположить, что чем больше топлива продано на территории, тем больший размер акциза поступит в региональные дорожные фонды. Но кто тогда будет компенсировать недополучение денег дорожными фондами в регионах с разветвленной дорожной сетью (как в Псковской области) и низким платежеспособным спросом жителей? Зависеть от транзита?
При этом нефтяники указывают, что сейчас акциз на нефтепродукты взимается с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а те в свою очередь вынуждены в дальнейшем компенсировать эту сумму при последующей продаже нефтепродуктов конечным потребителям. Такая ситуация, по мнению авторов письма, негативно влияет на финансовое положение производителей топлива и на планы по завершению модернизации НПЗ.
Решить вопрос оптимизации средств за счет снижения внутренних расходов на аппарат управления (в том числе сверхдоходов первых лиц компаний и акционеров) нефтяные короли не хотят. А власти их об этом не просят.
Обычно такие письма президенту пишутся в ответ на некие «сигналы» о благоприятном исходе обращения, иначе никто не рискнет подписаться.
Мы помним, как несколько лет назад, когда формирование региональных и муниципальных дорожных фондов было поставлено на акцизную основу, власти (в том числе в Псковской области) буквально хвастались своими расчётами: дорожные фонды должны были вырасти почти в два раза. Даже заставляли глав сельских поселений петь хвалу ещё не полученным деньгам и мудрости правительства. Депутаты Псковского областного Собрания от «Единой России» с детским восторгом комментировали новые принципы формирования дорожных фондов и предстоящее дорожное счастье.
В итоге дорожные фонды… в два раза упали. Причина была проста: одновременно с переводом акцизов в дорожные фонды нефте- и газодобытчики получили от государства крупную порцию льгот, и все расчёты рухнули. Всё произошло согласно пословице: левая рука не знала, что делала правая. А правая стерегла нефтяные доходы вполне конкретных людей.
В итоге всё приходит к обычному для нашей страны решению: за все глупости правительства, за жадность крупнейших собственников платит народ, рядовой человек. Народную копейку властям никогда не жалко.
По сути, народные кошельки стали топливом для огромной государственно-коммерческой машины, которая едет не туда, куда люди просят, а куда ей самой захотелось. И тянет её постоянно на грабеж, на войну, на вражду – и со своим народом, и с чужими. Считать жизни людей, как и деньги людей, эта машина не сильно хочет. Когда ей, прожорливой, не хватает – в очередной раз повысит цену или объявит внеочередной призыв.
Нефтедобытчики называют акцизы налогом с продаж, и в этом есть свой смысл. Но политический смысл этого сравнения очевиден: охраняя собственное благосостояние, власти и сросшийся с ними бизнес продают народ оптом и в розницу себе самим. Заработанные таким образом деньги поступают в несколько карманов, постоянным наполнением которых реально озабочено российское государство.
И государству не кажется это игрой с огнём.
Молодец наш Владимир Владимирович !
Умничка !
Опять всех переиграл
Многоходовочка.
4й налог с авто владельцев :
1.лошадиный
2.акциз на бензин 2 года назад
3.Платон
4.Новый акциз с апреля 2016г
Ждемс - соленой налог , на воду, на воздух.
Все по сценарию сказки "Чиполино".
беспощадный и кровавый бунт в России .
Он что не ведает - что творит ? или умышленно ?
Уж сколько либералы пытаются убедить кремль - сменить вектор внутренней и внешней политики... Бесполезно.
Но кто же заказчик грядущей кровавой бани ?
Сердце перестало
путлера, и едросов
В Англии 18 века это называлось: Каминный налог
Во Франции 18 века - налоги на соль и вино...
Те же самые налоги - на соль в 1648 году привели к СОЛЯНОМУ БУНТУ в Москве...