Как сообщили в Министерстве культуры региона, коренные жители села рассказали членам экспедиции о быте, обычаях, праздниках, народных играх, приметах, суевериях и заговорах ижемских коми и колвинских яранов. Фотографии, аудио- и видеозаписи этнографических данных будут использованы для изучения традиционной культуры, в частности, ижмо-колвинского эпоса - одного из объектов нематериально-культурного наследия Коми.
Напомним, фольклорно-этнографическая экспедиция в селе Колва Усинского района стартовала 29 сентября. Организовали и провели научные поиски сотрудники республиканского Центра народного творчества и повышения квалификации Елена Вострых и Александр Альхимёнок. Возглавил экспедиционную группу кандидат филологических наук, доцент ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, старший научный сотрудник Фольклорного фонда отдела языка, литературы и фольклора Анатолий Панюков.
Исследователи сделали записи фольклорно-этнографических материалов во время встреч с коренными жительницами Колвы. О местной свадебной традиции, похоронных обрядах и местных колдовских поверьях рассказала Татьяна Кожевина и представила собранные ею уникальные коллекции традиционных кукол и ижмо-колвинских игрушек (аргишей). О быте оленеводов и местных традициях народной медицины поведали участникам экспедиции Елена Молькова и Анисия Канева. В рамках экспедиции исследователи узнали о сяргане - музыкальном инструменте, который колвинцы делают из зоба тетерева.
В настоящее время члены экспедиции ведут обработку и расшифровку собранных записей фольклорно-этнографических материалов.
Ижмо-колвинский эпос является уникальным устным творчеством северных коми и колвинских яранов, говорящих на ижемском диалекте коми языка. Первые единичные записи произведений ижмо-колвинского эпоса были сделаны венгерским учёным Баратоши Бенедэком в 1911 году на Канинском полуострове. Однако только в 1956-58 годах фольклористы Ю. Рочев и Э. Васои открыли в бассейне реки Колва на границе Усинского района Республики Коми и Ненецкого автономного округа существование полнокровной коми эпической традиции в культуре так называемых «колва яран» – колвинских ненцев, говорящих на коми языке. Основной свод памятников ижмо-колвинской фольклорной традиции был записан в 1950–1970 годах в Ижмо-Печорском регионе Республики Коми, на Кольском и Канинском полуостровах, а также на Ямале среди населения, говорящего на ижемском диалекте коми языка.
Как живо идёт обсуждение в этой теме. Комментарии от коми -зырян так и сыплются. Всем интересен материал о традиционной культуре . Где там обиженный Василёк Сажин, где народ?
ну как бы фото и видео мало.
Согласен, пост выглядит " бедно", так оживите его, заинтересуйте читателей. Вы же носители национальной культуры.