Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. За жизнь без масок

За жизнь без масок

Владимир Ермилов
Владимир Ермилов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Один москвич и член Московской патриархии , интеллектуал, переводчик и библеист, принципиально парящий над разными схватками, обозначил свое парение так: "Настоящая война в этом мире идет не между русскими, украинцами, чеченцами, американцами и прочими. А между теми, кому важнее всего, что он русский, украинец, чеченец – и теми, кому важнее, что они люди среди людей".

Только есть в этом суждении три странности.

Первая – историческая. Никакой войны между американцами и "прочими" – нет, слава Богу. Есть демагогия о том, что США уже ведут Третью мировую войну, и демагогия эта исходит от тех, кто напал на Украину, Грузию, Молдавию и продолжает нападать.

Нет и войны между русскими и чеченцами. Русские спокойно живут в Израиле, Германии, США, и чеченцы в этих странах живут мирно. Войну против независимой Чечни развязали советские люди, национальности не имеющие, имя же им легион и даже много легионов. "Ватники", "рашисты", "совки", "колорады" – как угодно, только не "русские".

Это именно война против независимой Чечни, а не против чеченцев, что и объясняет феномен кадыровщины – если чеченец согласен стать врагом собственного народа, он становится "своим", денационализированным элементом. Путин с Януковичем нимало не воюет, и Путин – не русский, Янукович – не украинец, как волк в овечьей шкуре не волк.

Нет и никакой войны между людьми, имеющими национальность, – украинцами, русскими, чеченцами – и "людьми-среди-людей". В частности, никто на этого библеиста не нападает, не обстреливает его. Более того, помнится, год назад его украинцы очень гостеприимно принимали на конгрессе русской интеллигенции в Киеве, где библеист проповедовал ту же самую проповедь кота Леопольда. Даже поаплодировали, хотя без большого восторга.

Представьте себе: в Освенцим приезжает лектор и объясняет заключенным, что настоящая колючая проволока проходит не между немцами и евреями, а между теми, кто на первое место ставит свою национальность, и "людьми среди людей"…

Вторая странность – психологическая. Грамотно было бы написать: "Теми, кому важнее всего, что он русский, украинец, чеченец, – и теми, кому важнее, что он человек среди людей". За грамматической странностью – тривиальный конформизм. Человек обманывает себя, веруя, что он поднялся выше коллективистских стереотипов к сияющим вершинам персонализма и космополитизма. Он себя называет не "человек", а "люди", и это совершенно не случайно, это все та же советскость. Советский гуманизм или советское православие, не принципиально, можно оба в одной персоне. "Советское" тут – псевдоним коллективистского.

Нужно ли добавлять, что автор – подчеркнуто лояльный член государственной религиозной организации, которую в быту называют просто "Эмпе"?

Конечно, это не нормальная лояльность-верность, это лояльность советская, лукавая. Человек заявляет, что руководство организации ему не указ и вовсе не водит его за руку, что пусть вверху сволочи и подонки, а он сам по себе и подавать в отставку – уходить из организации – не будет. Человек продолжает ходить в церковь, которая любезно предоставлена государством, более того – человек периодически пинает тех, кто из казенной церкви ушел. Они, видите ли, не выдержали, а он – выдержал, совершил подвиг смирения. С такими подвижниками никаких премудрых пискарей не надо…

Третья странность – этическая, заставляющая вспомнить рассказ святой матери Марии Скобцовой о разговоре с Победоносцевым.

Кстати – еще до вторжения в Украину "Эмпе" отказалась вносить в свои святцы мать Марию и других русских православных, погибших в нацистских концлагерях. Так и не внесли по сей день, представьте себе! К лику святых погибших причислил Константинопольских патриархат. И никто из "московских православных" не возмутился вслух, не потребовал… Пискари – они требовательны к украинцам, к чеченцам, к кому угодно, только не к своему начальству, гражданскому либо церковному. От начальства пискари дистанцируются, но на очень выверенную дистанцию – чтобы пользоваться плюсами от имения такого начальства, но не позволять начальству иметь себя. Выходит лукавство и конформизм, сиречь самоспасение за счет других.

Во время Первой русской революции подросток Лиза спросила у маститого государственного старца Победоносцева, в чем смысл жизни. Победоносцев отлично понял вопрос – это был вопрос о том, почему он против народа. Победоносцев ответил, что любить надо ближних, а не дальних. "Дальние и большие дела – не дела вовсе. А настоящие дела – ближние, малые, незаметные. Подвиг всегда не заметен. Подвиг не в позе, а в самопожертвовании, в скромности".

"Лизанька" поняла, что старец врет, хотя в чем вранье, тогда не поняла. Отец ей потом объяснил, что Победоносцев подменил определение "ближнего", данное Господом Иисусом Христом. Ведь в притче о милосердном самаритянине "ближний" – это дальний, но находящийся в беде человек. Если ты дворянин или интеллигент, "человек среди людей", то твой ближний – не другие дворяне, интеллигенты, "люди", а те, кому хуже, чем тебе.

Кстати, было и второе лукавство в монологе Победоносцева, ведь против "больших дел" выразился джентльмен, посвятивший себя исключительно большим государственным делам и оттеснению от государственного руля всех, кто ему не нравился. Уж так был заметен, так заметен, а туда же про незаметность рассуждать! Да и уж какое там самопожертвование-то, в роскошной сенаторской квартире… Двойной стандарт и готтентотская мораль, вот и все победоносие.

Среди "верных рабов Кремля" уже не одно десятилетие идет полемика. Одни смело защищают позицию "над схваткой" – мы, мол, "люди среди людей". Другие издеваются над "всечеловеками" как предателями конкретных людей и требуют собирать белый гумпом для страждущих единоверцев украинщины и грузинщины. А полемика-то фиктивная. Всечеловеки и бесчеловеки совершенно одинаково бегут от реальности, и даже в одну сторону бегут, почему и переругиваются на ходу. Это две разновидности конформизма, мягкая и жесткая. Общее у них одно – монологичность. Бубнение под нос, если жестче выразиться. Это может быть черносотенное бубнение или гуманистическое, но это именно пляски с бубном вокруг довольно неприятного костра, чужого для тех, кто пляшет. Тем не менее, развести свой костер – нет, этого боятся панически, и на тех, кто посмеет, обрушивают всю ярость, которую вообще-то на свое начальство надо было бы обрушить.

А человеки среди "людей" и "нелюдей" есть, как не быть! Да они все и есть человеки, только скрывшиеся под масками – кто под черной, кто под белой. Страшно сердятся на тех, кто смеет жить без масок. Сердятся, потому что им страшновато. Под маской комфортнее – а ее заставляют сдирать, заставляют самим фактом жизни без маски. Значит, можно? Да, можно, нужно и, более того, поверьте – интереснее жить без маски, без монологов с ходулей, а просто жить, и во всем мире так живут, и в России так можно жить. Хотя, конечно, путь к такой, нормальной жизни, не так легок, как хотелось бы стремящимся к ней, – но он и не так невозможен, как хотелось бы запрещающим этот путь.

Яков Кротов – историк и священник, автор и ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

Материалы по теме
Мнение
13 апреля
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Когда вся система перестроилась на новые репрессивные рельсы, освободились руки для уехавших из страны
Мнение
3 сентября
Алексей Табалов
Алексей Табалов
Месяц до призыва: успейте подать заявление на АГС
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.

Быть самим собой - огромная роскошь, которую многие не могут себе позволить. Ради выгод или просто ради "выживания" собственного и близких, многие предпочитают "правильно врать". Но частенько запутываются, не зная как "правильно" ;)))

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Антифашизм