РУССКИЕ, СТАВШИЕ ЕВРЕЯМИ
Автор: Александр Шульман
В Музее Диаспоры в Тель-Авиве я обратил внимание на русскиe фамилии среди участников первой сионистской алии. Куракины, Матвеевы, Нечаевы… — все они из русских крестьян-субботников, принявших иудаизм, за что их в России называют «жидовствующими». Эти люди слились с еврейским народом и оставили свой след в истории еврейского государства.
Среди них была и крестьянская семья Агеевых, репатриировавшихся в 20-ые годы. Израильтяне, потомки этих иудействующих, создали сайт, посвященный истории своей семьиhttp://www.ageyev.co.il/. Фотографии с этого сайта иллюстрируют мою статью.
В сентябре 1997 года Израиль был взволнован известием о гибели во вражеском тылу боевой группы израильского морского спецназа. Израильские десантники, высадившиеся на ливанском побережье, попали в засаду и приняли неравный бой с намного превосходящими силами врага. Бойцов морского спецназа, дравшихся до последней капли крови, возглавлял подполковник Йоси Куракин, до конца выполнивший свой офицерский долг.
Откуда у боевого израильского офицера такая русская фамилия? Сразу вспоминается старинный дворянский род, оставивший памятный след в российской истории. Род подполковника Йоси Куракина занимает не менее славное место в истории становления еврейского государства.
Глава семьи русских «жидовствующих» крестьян Элиша(Родион) Агеев — унтер-офицер русской армии. 1910г.В конце XIX века крестьянин села Солодники Астраханской губернии Агафон Куракин, принадлежавший к субботникам, вместе со своими последователями решил перейти в иудейскую веру. Вместе с женой и двенадцатью детьми он отправился в Вильну, где обучался в ешиве.
После прохождения гиюра он принял имя Авраам и в 1898 году в составе большой группы еврейских поселенцев-первостроителей еврейского государства прибыл в Эрец Исраэль.
Надо сказать, что Авраам Куракин был не одинок в своих устремлениях — в то время тысячи русских крестьян-субботников, желавших слиться с еврейским народом, прошли аналогичный путь.
Движение субботников (или жидовствующих) зародилось в Россиии в XVIII веке среди помещичьих крестьян центральных губерний России. Члены общины соблюдают все иудейские обряды и праздники. На сегодняшний день, по различным оценкам, численность общины насчитывает десятки тысяч человек. Представители общины придерживаются законов иудаизма и соблюдают святость субботы. В царской России субботники подвергались гонениям: в 30-ые годы 19 века по указу Николая1 крестьяне, исповедующие иудаизм, были насильно переселены из центра России на окраины империи в Сибирь и Закавказье. Их принуждали вернуться в лоно христианства.
Тем не менее к началу ХХ века общины иудействующих существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек. Часть из них уезжали в Эрец Исраэль, где селились в еврейских сельскохозяйственных поселениях.
И сегодня продолжается репатриация «жидовствующих» в Израиль. Село Высокий Таловского района Воронежской обл. было основано, вместе с соседним селом Ильинка, еврейскими крестьянами из сел и хуторов Озерки, Бутурлиновка, Клеповка, Верхняя Тишанка и др. в 1920г. на помещичьих землях. Села эти входили в колхоз «Еврейский крестьянин»
В селе Высокий была синагога, в 1999 году там проживало 1500 евреев.
Почти все крестьянское население села Ильинка репатриировалось в Израиль в 1973-2000гг. Они были признаны раввинатом совершенно «кошерными» евреями, т.к. в этом селе всегда строго соблюдались требования Галахи.
Основные ареалы проживания иудействующих русских крестьян на территории СНГ:
Сибирь: Иркутская, Томская, Амурская обл, по реке Енисей
Центр России: Тамбовская, Курская, Воронежская обл.
Закавказье и Кубань: станица Михайловская, село Привольное, село Еленовка
В тель-авивском Музее диаспоры, где занимаются генеалогией еврейских родов, каждый посетитель может узнать об израильских семьях, чьи корни идут от русских крестян-жидовствующих. Так, Эфрони ведут свой род от Нечаевых, Шмуэли от Протопоповых, Яакоби от Матвеевых, Дроры от Куракиных… Они были в числе пионеров сионистской алии.
Их потомки и сегодня заметны в жизни Израиля. Так, генерал Рафаэль Эйтан, начальник Генерального штаба израильской армии в 1978-1983 гг., вел свою родословную от крестьян Орловых, прибывших в Эрец Исраэль в начале прошлого века.
Семья Элиши и Ривки Агеевых в Тель-Авиве.30-ые г.
Израильские архивы хранят массу документов о судьбах русских людей, навсегда связавших свою судьбу с еврейским народом.
Глеб Баевский, выпускник Морского корпуса и Морской академии, потомственный морской офицер и дворянин, близко к сердцу принял идею строительства еврейского государства. Революция застала его старшим офицером крейсера «Аврора»
Глеб Баевский участвовал в гражданской войне в России и после разгрома белого движения оказался в эмиграции. Встреча с Иосифом Трумпельдором перевернула его жизнь — Баевский проникся идеями сионизма и примкнул к еврейским халуцим, отправлявшимся в Эрец Исраэль
Он прибыл в Эрец Исраэль в 1920 году и стал здесь одним из пионеров еврейского флота. Баевский, после перехода в еврейство получивший имя Арье, присоединился к боевой организации сионистов-ревизионистов Бейтар, где был сторонником самых решительных действий против арабских банд и британских властей. Он был заместителем командира школы морских офицеров, созданной Бейтаром.Сын Элиши и Ривки Агеев Иаков (центре) — в Еврейских морских коммандо.
Классиком израильской литературы стала уроженка рязанского села поэтесса Елизавета Ивановна Жиркова, дочь православного священника и ирландки, публиковавшая свои стихи на иврите под псевдонимом Элишева. Она начала писать на иврите еще в Москве, а после приезда в Эрец Исраэль в 1925 году ее творчество получило широкое признание. Интересны ее воспоминания о пути, приведшем ее в Израиль http://www.lechaim.ru/ARHIV/186/elisheva.htm.
В Израиле бережно сохраняется как музей еврейских первопоселенцев в Галилее усадьба Дубровиных, крестьян-субботников, перешедших в иудаизм и прибывших в Эрец Исраэль в 1903 году. Они поселились в еврейском поселении ха-Есод, где основали образцовое хозяйство. Несмотря на тяжелые климатические условия, малярию, унесшую жизнь троих детей, и постоянные нападения арабов, Дубровины выстояли и навсегда вошли в историю Израиля как пример стойкости и преданности идеалам основателей еврейского государства.
Семья Авраама Куракина также прошла обычный путь еврейских поселенцев. В 1901 году они получили земельный надел от Еврейского национального фонда, на котором основали свою ферму. Условия жизни были крайне тяжелыми — их ждала непаханая сотни лет земля, которую пришлось буквально возрождать из песка. Большую опасность представляли постоянные набеги арабских банд, поджигавших посевы, грабивших инвентарь и терроризировавших поселенцев. Стычки с ними зачастую приобретали характер затяжной войны.
Для борьбы с арабскими бандами стали создаваться еврейские сторожевые отряды ха-Шомер, одним из бойцов которых стал сын Авраама Куракина — Ицхак. Сын Ицхака, Реувен Куракин, погиб в схватке с арабами. Жизнь еврейских поселенцев всегда была связана с винтовкой и плугом. Только глубокая вера и недюжинная сила позволили Куракиным и их товарищам выстоять и победить в этой непрерывной войне за право жить на своей земле.
Преданность родной стране приходится оплачивать собственной кровью. Менахем Куракин родился в 1922 году и с детских лет занимался крестьянским трудом на родительской ферме. Уже в пятнадцать лет он вступил в Хагану — еврейскую подпольную армию и принял участие в боях с арабами. Командование Хаганы направило его в подразделение морских коммандос. В начале Второй мировой войны британское командование обратилось к Хагане с предложением о проведении совместных операций против нацистов и их приспешников.
Восемнадцатилетний Менахем Куракин вошел в группу из двадцати трех еврейских и британских коммандос, перед которой была поставлена задача атаковать штаб пронацистского режима Виши в ливанском порту Триполи. В январе 1941 года корабль с бойцами вышел из хайфского порта. Назад он не вернулся…
В 1948 году в огне Войны за независимость родилось государство Израиль. Тогда еще немногочисленному населению еврейского государства пришлось противостоять вероломному нападению армий десяти арабских стран. Враг был разгромлен, но победа досталась нелегко. В бою при прорыве блокады Иерусалима погиб еще один представитель куракинского рода — 18-летний Рафи Коэн.Дора Агеев, дочь Элиши и Ривки — девушка-солдат — водитель грузовика Еврейской Бригады. 2-ая МВ.
Представитель пятого поколения Куракиных, Йоси, родился в 1964 году в семье офицера морского спецназа Арье Куракина. У мальчишки всегда был перед глазами пример отца — участника многих отчаянных по смелости боевых операций, и потому для него не было проблемы выбора профессии на всю жизнь. В школе Йоси занимался боевыми искусствами, увлекался регби и виндсерфингом. В 10-м классе прошел курс подготовки боевого пловца на морской базе Гадны. В 1983 году был призван в армию и прошел отбор в морские коммандос.
Армейская карьера Йоси складывалась удачно: офицерские курсы, командование взводом, ротой морского спецназа, постоянное участие в боевых операциях в тылу врага…
В 1995 году Йоси Куракин получил звание подполковника и возглавил подразделение морских коммандос, с которым не раз шел в бой. 24 сентября 1997 года подполковник Йоси Куракин со своими бойцами ушел в последний бой в тылу врага…
Род Куракиных давно уже пустил глубокие корни на земле Израиля, более тысячи потомков Авраама Куракина живут по всей стране. 4 мая 2003 года, в день 55-й годовщины государства Израиль, почетное право зажечь юбилейный факел на горе Герцля в Иерусалиме вместе с президентом государства было доверено Нево Куракину, восьмилетнему сыну Йоси…
http://newrezume.org/news/2015-01-20-7172