Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Тайная магия северной избы

Тайная магия северной избы

Марк Каганцов
Марк Каганцов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Как говорят умные этнографы, пространство можно считать освоенным в том случае, когда оно ассимилировано с символическим устройством, а не просто защищает от ветра, дождя и зверя. Только таким концептуальным семиотическим освоением пространства дом человека принципиально отличается от нор, берлог, дупел и т.п. животных. И поэтому у правильного северного человека было много магических правил строительства.

Дерево

Северные русские и финно-угорские народы внимательнейшим образом подходили к выбору материала, то есть, читай, дерева для строительства дома. Люди жили с лесом в гармонии и хорошо его знали. Например, конечно, нельзя было использовать священные деревья. На Севере, как пишет этнограф Альберт Байбурин, священными считались как одиночные деревья, так и целые рощи, отмеченные тем, что выросли на месте разрушенной церкви, часовни или на могиле-ах (В Вологодской земле до сих пор существует полтора десятка священных рощ-кустов половина из которых располагается на месте средневековых финно-угорских кладбищ).

Это были также рощи с особенно старыми или высокими деревьями, деревья с разными аномалиями роста – раздвоенностью ствола, сквозным дуплом и т.п. Нехорошим считался лес у перекрестка, где традиционно жило много нечисти, нельзя брать срубленное дерево, упавшее на север (за полночь, как раньше говорили – там также направление злых сил). Рубить лес для дома можно было от зимнего Николы до весны, и затем после Троицы.

Поверья:
«Если три лесины не понравились с прихода в лес, не руби совсем в тот день».
«Грешит тяжко тот, кто срубает сухое дерево. Такой либо сходит с ума, либо ломает себе руку или ногу, либо сам скоропостижно умирает»

Место строительства

Жилище нельзя было строить там, где раньше проходила дорога или стояла баня (баня не воспринималась как доброе место, а из домашних духов банник был самым злобным). Исконное правоведение проявлялось в том, что дом нельзя было строить на спорном участке земли, причем не по практическим, а по магическим причинам. Конечно, нельзя было строить там, где были найдены человеческие кости, где волк или медведь «обложив и зарезав скотину», где меньше всего пасется скотина, где кто-то поранил топором, ножом, косой или серпом руку или ногу до крови, где опрокинулся воз, сломался коток, оглоблина, на месте дома, сожженного молниями, оставленного из-за мора, болезней, наводнений.

История из народной жизни. "Банник мужычка хотел отдуть, а мужык-то побежал от нево, а банник за им. Мужык побежал мимо овина: «Подовинник, батюшка, спаси меня!». Подовинник выскоцыл, начал банника хлестать».

Поверья:

«По углам будущего дома вечером хозяин насыпает 4 кучки зерна, если на утро зерно окажется нетронутым, то место считается выбранным удачно, если тронуты кучки не на будущем красном углу, а на печном, дверном или глухом – то дом строить нельзя».

«Вечером кладут сухое руно овечье под горшок на предполагаемом для дома месте. Если к утру шерсть под горшком отсыреет, место с читается подходящим, а дом будет богатым».

«После отвода крестьянину усадьбы для постройки дома пекут хлебы и назначают на этот дом один хлеб; если хлеб распадается или не поднимается, то будет худо, в противном же случае – хорошо».

«Наша изба о четыре угла, во всяком углу по ангелу стоит. Сам Христос среди полу стоит, со крестом стоит, крестом градит, хлеб и соль, скот и живот, и всю нашу семью».

Время строительства

По мнению исследователей, самой сакральной точкой годового цикла для начала строительства был стык старого и нового года. Староверы и их соседи и родственники – зыряне - считали, что удача будет сопутствовать, если начать рубить дом великим постом и в новолуние. Считалось необходимым, чтобы строительство избы захватило по срокам Троицу. Судя по всему, нежелательно было начинать в понедельник, среду, пятницу и субботу, лучше всего во вторник и четверг.

Поверье:
«Без Троицы дом не строится».

Строительная жертва

Еще даже в первые века второго тысячелетия русские перед началом рубки серьезного сооружения приносили человеческую жертву и закладывали тело в фундамент. Даже в номоканоне - своде церковных законов - было написано: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент, тому наказание – 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или быка, или козла». Жертвоприношение затем снизилось по качеству до петуха или коня, зато петуха рубили петуха даже и до конца XIX века.Это потому что с древности сохранялось поверье, что дом всегда приходился на чью-нибудь голову, поэтому при переходе в новый дом желательно было отрубить на пороге избы голову у курицы, которую после в пищу не употребляли. Побочной, но символически важной жертвой было так называемое мировое дерево – символ, встречающийся во многих культурах. Это мог быть в разных регионах кедр, рябина, на Севере ставили деревянный крест и т.д. Обряд жертвоприношения обычно был совмещен с закладкой первого венца, и каждый этап строительства имел свои обряды.

Поверье:
«Под угол деньги – для богатства, шерсть – для тепла, ладан – для святости».

Другие обряды

Были свои приемы и при закладке матицы, и при рубке окон и дверей. Особо эффектно было обставлено так называемое «путешествие» плотника по черепному венцу, а затем и по матице с целью завладеть подвязанными к ней ценностями. «Плотник влезает (без лесов и подставок по красному углу на самый верх) и там, помолясь богу, начинает совершать следующее путешествие. Он идет по одному бревну посолонь до следующего угла, где так же молится, затем тем же порядком в третий угол и оттуда к красному же углу, на средине ему попадается матица, он идет по ней, снимает положенный там пирог и, положив его на голову им все время придерживая на левой руке, отправляется вновь к красному углу. Здесь, закончив полный круг и все еще держа пирог на голове на левой руке, он молится богу, а после этого снимает пирог и слезает вниз по углу».

Плотники

Это были ужасные в представлении народа люди. Без них нельзя ничего построить как следует, поэтому люди очень уязвимы перед ними. Как в те времена всем представителям ремесел, плотникам приписывались особые магические свойства, в данном случае тайные связи с лесом и колдовские способности. При этом чем выше было мастерство, тем сильнее считалась магия, поэтому особенно дурной славой пользовались костромские галичане, владимирские аргуны, вологодские, вохомские и другие северные плотники. Они могли сделать так, что в доме поселялась нечистая сила.

Случаи из народной жизни:

«Под самым городом подслушали бабы, как владимирские плотники, достраивая избу, приговаривали: «Дому не стоянье, дому не житье, кто поживет, тот и помрет – и подсмотрели, что бревна тесали они не вдоль, а поперек, а потом напустили червей. Стали черви точить стены, и едва успел хозяин помереть, как развалилась и хата его».

«Сказывали знающие о причинах этого происшествия, но разное: одни говорили, что либо на стояке, либо под матицу плотники положили свиной щетины, отчего и завелись в доме черти. Другие предполагали, что под домом зарыт был когда-то неотпетый покойник или удавленник и что плотники знали про то и намеренно надвинули к тому месту первые венцы, когда ставили сруб».

«В Белозерском уезде Новгородской губернии в деревне Иглине, у крестьянина Андрея Богомола плотники так наколдовали, что кто из его семьи ни войдет в новую избу, всякий в переднем углу видит покойника, а если войдут с чужим, то не видят. В первую же ночь сына Михаила сбросило с лавки на пол. Решили сломать избу эту и поставить новую. Стали ломать и нашли в переднем углу, под лавкой, вбитым гвоздь от гроба».

Изба на курьих ногах

И в заключении случай из жизни этнографов. В Костромской области в одном селении экспедицией А.К. Бабурина была обнаружена одна из древнейших на тот момент изб, в которой жил слепой старик Скобелкин. Избе было больше двухсот лет (с середины XVIIIвека) и была построена на так называемых курицах – то есть пнях от спиленных деревьев. Скорее всего, использование естественного пня, напоминающего с корнями куриную ногу, и послужило основанием для возникновения в народных сказках северных русских и финно-угров образа избушки на курьих ножках.

Источник: http://cyrillitsa.ru
Фото: http://cyrillitsa.ru и http://kostromka.ru

http://merjamaa.ru/news/tajny_magicheskoj_izby/2014-08-06-920

 

Материалы по теме
Мнение
30 мая
Кирилл Успенский
Кирилл Успенский
Оковы для науки
Мнение
24 июля
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
В Тамбове налицо полнейший провал взаимоотношений между властями и мусорными операторами
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Роман
2 фев 2015 00:41

На последнем фото бани деревни Вёжи. Фото сделано в 1935 году.

шаман
2 фев 2015 16:01

Они уже давно под водой :(
Как и их "финно-угорская" идентификация = "под водой".

2 фев 2015 13:47

Положим... ливанских кедров под рукой не было, конечно,
но строили семейно-Родовые храмы, действительно, на века...

Деды соблюдали принцып взаимовложенной матрицы - что внутри, то и снаружи - все Со-раз-МЪрно...

шаман
2 фев 2015 16:02

"Северные русские и финно-угорские народы..."
Сверные русские - это и есть бывшие финно-угорские народы :)

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме