1-го февраля значится как подготовительное воскресенье к Великому посту – неделя о мытаре и фарисее. Седмица сплошная (всю неделю можно вкушать скоромную пищу – мясо, рыбу, молоко, жиры).
Неделей о мытаре и фарисее она названа в честь героев притчи, рассказанной Христом с целью назидания нас о смиренном и покаянном расположении духа при молитве. В притче повествуется о двух людях, пришедших в храм помолиться – фарисее (ревнителе закона Моисеева), и мытаре (сборщике налогов). Фарисей, став впереди всех, молился, превознося перед Богом свою праведность. Мытарь, переступив лишь порог, не смея поднять глаз к небу, ударял себя в грудь со словами: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Господь в заключение рассказанной притчи, говорит, что последний, хотя и был грешником, пошел в свой дом более оправданным, чем первый.
Чем же так была угодна молитва мытаря? Да тем, что он молится сокрушенным и смиренным сердцем! Царь и пророк Давид пишет: «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50,19). Мытарь, вышел более оправданным, потому что знал, что по правде людской и Божьей, он заслуживает ту же беспощадную жестокость, которую сам применяет по отношению к другим. Он бил себя в грудь, понимая, что заслужить милосердие нельзя – оно не заслуживается и не покупается. Милосердие можно только вымолить. Оно приходит чудесным образом, как непонятное и совершенно неожиданное чудо. Он мог только надеяться, что и с ним произойдет это непонятное и незаслуженное.
Фарисей в слепом самомнении и гордости забыл, кто он, и с Кем говорит: грешник возомнил себя праведником. Он забыл, что говорит с Всеправедным и Всевидящим Богом! В Постной Триоди, богослужебной книге постных служб, с чтения и пения по которой и начинается эта неделя, говорится, что нельзя молиться фарисейски – осуждая, укоряя других, воображая свою мнимую праведность. И хотя фарисей был тружеником закона, в его праведности не было главного – любви и сострадания.
С воскресенья начинается слежение по книге Постная Триодь. Церковь, с первых страниц Постной Триоди, зовет нас молитвой преподобного Ефрема Сирина, молитвой, полной смирения: «даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего». Церковь представляет нам образ кающегося грешника – мытаря, примером нашего покаяния. Его молитву – примером нашей молитвы. «Боже, милостив будь ко мне, грешнику!