Писатель и какатель
Илья Мильштейн, 12.12.2014
Из журнала «Грани».
Скандал в том заведении, которое по праву носит имя Владимира Мединского, завершился неожиданным образом. Министерство открестилось от своего министра. Выяснилось, что про "Рашку-говняшку" сановник Мединский ничего не говорил. Про "Рашку-говняшку" высказался писатель Мединский.
Новость интересная во многих смыслах.
Прежде всего интригует вот это раздвоение личности знаменитого человека и его, как бы сказать, нравственные приоритеты. Когда, например, он говорит, что Сталин вообще не нападал на Польшу, что Чайковский не гей, а Россия не Европа, то пресс-служба прачечной молчит и на звонки не отвечает, и это значит, что мы слышим речь не мальчика, но государственного мужа. Мы принимаем к сведению официальную точку зрения министра культуры РФ. Все это очень серьезно.
Если же его превосходительство позволяет себе, слегка раскрепостившись, употребить детсадовскую бранную лексику, то в департаменте его одергивают, хотя и почтительно. Мол, писатель проснулся в Мединском и заговнился, творческая натура, искания там всякие, неподражаемый юмор, оригинальный язык. Министр в эту минуту отдыхал, а с литератора какой же спрос? Этический кодекс - он журналистам нужен, а глава Минкульта в минуты досуга сам себе не равен.
Еще вся эта история любопытна в познавательном плане. В том плане, как мало мы знаем о человеке вообще и о Мединском в частности. У Владимира Ростиславовича стойкая репутация плагиатора, а он, оказывается, мыслитель вполне себе своеобычный и где-то даже словотворец. У русофобов и тех шутников, для которых нет ничего святого, в ходу иные, хотя и похожие выражения, а министр употребил редкое, незатасканное. Министр русофобов сразил и поразил своим самобытным даром.
Кроме того, восхищает стойкость и неподкупность нашего героя. Как можно понять, его буквально осаждают режиссеры и сценаристы, выбивая из казны деньги на заданную тему, наверняка еще и в долю берут, а он им всем отказывает, молодчина. Не допущу, говорит, чтобы на средства, отмытые в нашей прачечной, снимались фильмы, "которые оплевывают выбранную власть". Понимаете, не Россию даже, не партию и не народ, как раньше принято было говорить в больших начальственных кабинетах, а вот эту выбранную Чуровым власть - до таких высот патриотизма не всякий жданов или демичев поднимался, по крайней мере на словах.
Выбранная власть такие высказывания должна оценить по достоинству.
По-видимому, она и оценивает - и поддерживает министра, оттого Мединский столь раскован в своих речах. Он, правда, не избран, но он судья, и ежели заявляет, что режиссер Виталий Манский со своим "антигосударственным" фестивалем "Артдокфест" не получит денег от Минкульта, покуда Мединский министр, то можно не сомневаться: так оно и будет. Никто ничего не получит, за редким исключением, и счастливчики в его списках на предмет лояльности будут просвечены насквозь. И это еще надолго, поскольку в наше сакральное время Владимир Ростиславович - идеальный смотрящий по прачечной.
Кстати, Виталия Манского и ему подобных он наверняка и имел в виду, перевоплощаясь в писателя и вынося свой нелицеприятный приговор, в котором выразились взгляды таких, как Мединский, на таких, как Манский. "Рашка-говняшка" - это ведь не только оценочное суждение, это еще и своего рода идеология и стилистика. Это начальственное чтение в сердцах творческой интеллигенции, на том неподражаемом чиновном языке, когда министр ненадолго забывается и становится тем, кто он есть. Кто-то наречет его писателем, еще кто-то - жлобом, дураком и мракобесом, а мы назовем его ребенком. Долго пожившим и чудно сохранившимся дитем, которое сберегло в себе первобытное представление о культуре. Это, мол, хороший фильм, про Россию, которую мы добыли в боях и теперь любим и кушаем большой ложкой, а это какашка, мы ее не едим. И режиссер пусть помрет с голоду, потому что не дадим ему денег. Все по-честному, пацаны.
Ну и с точки зрения экономической мнение Мединского представляется очень верным. Времена на дворе суровые, бюджет нынешний под культурку не заточен, там все больше про ракеты и танки, и можно только приветствовать инициативу министра, решившего сэкономить на фильмах, жанровое своеобразие которых он так удачно обозначил. У нас в прачечной рачительный хозяин.
Правда, если так дальше пойдет, то денег в его министерстве не хватит даже на фильмы про Рашку-крымнашку, сакраляшку и неваляшку. Если так дальше пойдет, то всю казну растащат на нужды ВПК, ФСБ, внутренних войск и "Раши тудей" в широком смысле. Однако министр останется. Министерство, вольно трактующее речи почетного доктора, может, даже и разгонят за ненадобностью, а его сохранят. Потому что культура бессмертна и символ ее, немеркнущий банно-прачечный трест, пребудет в веках. Освещая дорогу завернувшимся в простыню.
Тактика выжженной Чечни
Пара фраз (в блоге Пара фраз) 12.12.2014
Про то, что происходит в Чечне. "Мемориал" заявляет, что были сожжены девять домов... в которых жили родственники боевиков, причастных к теракту 4 декабря...
Вообще в деталях разбирать то, что происходит в Чечне, очень сложно... Там отношения остались прежними, межклановые распри, межтейповые напряжения остались... мира внутреннего там не существует. И такие проявления насилия, которые свойственны Кавказу издревле. Они да, проявляются... Судить по нашим московским меркам о том, что там происходит, крайне сложно... Был избран силовой метод, и при силовом методе вариантов гуманитарных не существует. Проявления диктата, силы, они необходимы, и они будут делаться, на мой взгляд, и дальше.
Шод Муладжанов, главный редактор газеты "Московская правда"
Хочу, чтобы имя мое стерегло страхом наши границы крепче цепей и укреплений, чтобы слово мое было для азиатов законом, вернее неизбежной смерти. Снисхождение в глазах азиатов - знак слабости, и я прямо из человеколюбия бываю строг неумолимо. Одна казнь сохранит сотни русских от гибели и тысячи мусульман от измены.
Алексей Ермолов, русский наместник на Кавказе в 1816-1827 гг.
Театральный наезд
Пара фраз (в блоге Пара фраз) 11.12.2014
Вот бесконечное шоу [Константина] Богомолова: ни сюжета, ни характеров... Царевича Димитрия и сына Годунова играет не актер, а актриса... Несколько отличается от пушкинского текста... Часть смысловой нагрузки возложена в "Годунове" на титры. В ожидании инаугурации нового царя на экраны последовательно, сменяя друг друга, выдается следующая информация: "Народ - тупое быдло", "Народ терпеливо ждет, когда ему скажут, что дальше". Ради этого актеры выходят на сцену? Такое "возвышенное назначение театра" мы должны поддерживать, откармливая его носителей из золотой миски?
Илья Смирнов, обозреватель "Известий"
Мейерхольд ненавидел стоячую воду, зевоту, пустоту... Всю жизнь его сопровождали нападки. В 1911 году нововременец Меньшиков возмущался постановкой "Бориса Годунова": "Я думаю, что г. Мейерхольд взял приставов из своей еврейской души, а не из Пушкина, у которого нет ни приставов, ни кнутьев..." Некоторые статьи, написанные четверть века спустя, были, право же, не чище и не справедливее приведенных выше слов...
Илья Эренбург. "Люди, годы, жизнь"