Сегодня исполняется 103 года со дня рождения моего любимого русского писателя Виктора Некрасова. Когда-то мальчишкой мне в руки попалась его книга «В окопах Сталинграда». Я еще тогда не знал, что Виктора Платоновича уже выгнали из страны, что его объявили врагом и антисоветчиком. Это я узнаю потом, когда в университете попробую написать сочинение на тему о любимом писателе и получу тройку за то, что назвал любимым писателем диссидента.
А тогда, в конце 70-х, я читал «В окопах Сталинграда» взахлеб. Мне казалось, что я сижу в окопе, и вокруг меня ходят люди с оружием и мечтами о мире, на меня валится земля, горят дома, плачут медсестры, смеется матрос-разведчик в ватнике и в ушанке. Некрасов умел так наполнить книгу событиями, что казалось, что ты внутри книги, внутри событий, внутри эпохи. Я еще тогда не знал, что снят по его книге фильм и тут же положен на полку.
И сейчас, если кто спрашивает меня, что почитать правдивого о войне, я прошу взять в руки «В окопах Сталинграда» и погрузиться в эту книгу. Человек, имеющий две боевые награды, медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды, по-другому написать бы не смог.
Именно "В окопах Сталинграда" положило начало традиции реалистического изображения войны. Эту традицию подхватили Василь Быков, Юрий Бондарев, Бакланов и многие другие писатели, которых мы сейчас именуем "шестидесятниками". А ведь роман Некрасова написан ещё в сороковые.
Я по этой книге на первом курсе написал курсовую работу. Наш зав. кафедрой был фронтовик, ему работа очень понравилась. На третьем курсе меня попросили сделать по ней доклад на конференции, посвящённой 30-летию Победы. Но за несколько дней до конференции моё имя с названием доклада исчезло из списка. Потом я узнал из "голосов", что Некрасов эмигрировал.
Несколько необычно звучало оригинальное-авторское название повести “На краю земли”,
но то, что город Сталинград был прославлен и этой повестью в том числе – беЗспорно.
Яркое воспоминание оставила почему-то только «ВОС», а потом о репрессиях и проч. как-то мелькнуло и особенно не удержавшись в памяти.
И вобщем-то, надо полагать, закономерно было, пропитавшись в юности духом Парижа, там же встретить девушку-красавицу с косой…
Автора произведения, получившего сталинскую премию, "изгнали" из страны за то, что был самим собой, не врал, не притворялся, не льстил. Его обвиняли в "низкопоклонстве перед Западом", изматывали обыском, запретами.
В шестидесятые годы прозаик совершил путешествия в Италию, Америку и Францию. Это его путешествие, обнаруженный контраст жизни, сравнение не в пользу России, сыграли свою роль.
Эмигрировал он конечно сам, не вынеся может быть гонений, критики, давления. Но в 1974 году этого можно было уже не делать.