Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Приоритет в изобретении радиосвязи Попов или Маркони ?

Приоритет в изобретении радиосвязи Попов или Маркони ?

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Приоритет в изобретении радиосвязи Попов или Маркони ?

http://lebed.com/2014/art6493.htm

№712 от 6 июня 2014 годаМихаил Архипов

Архипов М.В. — кандидат физико-математических наук, «Санкт-Петербургский государст­венный университет», член комиссии РАН по борьбе со лженаукой.

В литературе можно встретить обсуждение вопроса, кто же явился изобретателем радиосвязи (радио- от слова radiation – излучение,  связь через излучение). В России изобретателем принято считать профессора А. С. Попова. За границей, особенно в Италии, Англии и Америке, первенство отдают молодому в те годы итальянцу Г. Маркони.  В Германии немцы, безусловно, изобретателем радио считают Генриха Герца (исключительно в Германии немецкое слова funke, funkеn–искра, искрить, стало использоваться для обозначения радио der Funk). Во Франции изобретателем радио считают Бранли. Для жителей балканских стран изобретателем радио является Никола Тесла.

Но вернемся к Маркони и Попову. В предыдущем материале были процитированы высказывания английского физика и химика Крукса, который, непосредственно не занимаясь исследованием волн Герца, правильно сформулировал все перспективы их применения для осуществления беспроводной связи. Собственно подобное изобретение было очевидной идеей. И говорить об «изобретении» радио просто нет смысла. Многие физики в разных странах экспериментировали с волнами Герца, использовали практически одинаковую аппаратуру. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание, откуда возникла такая острая постановка вопроса. А вопрос об «изобретении» радио был поставлен в СССР сразу после окончания второй мировой войны, когда сильно проявилось отставание СССР в области науки, техники и уровня жизни от Западной Европы и США. Поэтому в пропагандистских  целях, чтобы компенсировать отставание пропагандой, лишний раз не упоминали имена многих зарубежных ученых и инженеров. А авторство научных открытий и изобретений, для стимуляции патриотизма, приписывать российским и советским ученым.  Поэтому «отцом» ракетной техники, а затем космонавтики стал Циолковский, лампочку изобрел Яблочков, паровоз изобрели братья Черепановы, первый самолет был построен Можайским. В ряду такой ситуации изобретателем радио, безусловно, стал Попов. Закон «трех вторых» Лэнгмюра стал законом Богуславского-Лэнгмюра с Богуславским на первом месте. Если же нельзя было упомянуть имя российского ученого в связи с важным открытием или изобретением, то имя зарубежного автора не упоминалось.  Поэтому в учебниках, которые были написаны еще в годы, например, не найти упоминаний имен Флеминга и де Фореста.

Должно быть понятно, что вопрос об «изобретении радио» не совсем корректен. Радиосвязь в том оформившемся виде, в каком была в середине прошлого веке, была создана коллективным и целенаправленным трудом огромного числа физиков, химиков, инженеров-электротехников. И с этой точки зрения, нельзя не отметить, что работы, которые велись в России на самом раннем этапе становления радиосвязи, не уступали зарубежным исследованиям.

Так, Попов и Маркони, оба предложили и использовали практически одинаковую схему приемников. Но как далеки были схемы тех лет от привычных для нас электронных схем! Основным элементом их устройств был «когерер» — стеклянная трубка с мелкими металлическими опилками между двумя электродами. Этот индикатор электромагнитных волн, разрабатывали англичанин Лодж и француз Бранли. Устройство резко уменьшало свое сопротивление за счет слипания частичек металлического порошка при пропускании высокочастотного напряжения. «Когерер», образно говоря, позволял обнаруживать (или как теперь сказали бы детектировать) высокочастотные колебания напряжения в электрических цепях. Схема приемника Попова показана на рис. П6.

2014.06.06 - 16-06-14 (2)

Рис. П6. Схема приемника волн Герца с когерером в качестве детектора. Стрелками красного цвета показаны токи в цепях устройства. Сплошные стрелки – цепь когерера, прерывистые – цепь звонка. Стрелки черного цвета показывают направление движения подвижных контактов к электромагниту реле. Движение молоточка звонка показано стрелкой синего цвета.

При слипании частичек в когерере под действием высокочастотный токов в антенне его сопротивление падает, ток возрастает, срабатывает реле в цепи когерера, контакты реле замыкают цепь, и напряжение батареи подается в цепь реле звонка. Реле звонка подтягивает пластину вверх, молоточек движется вверх и бьет по колокольчику звонка,  цепь размыкается. Тогда молоточек движется вниз и ударяет по корпусу когерера, встряхивая опилки, слипание опилок пропадает. Сопротивление когерера снова увеличивается. Таким образом, приемник снова готов регистрировать волны Герца. И так далее. Поэтому постоянная работа передатчика будет сопровождаться постоянным звонком в приемнике. Так можно передавать короткие сигналы «точки» и более продолжительные сигналы «тире» телеграфных кодов Морзе и регистрировать их на слух. Или подключить телеграфное реле параллельно контактам реле цепи когерера для записи «точек» и «тире» на бумагу.

На протяжении следующих 15 лет «когерер» был неотъемлемой частью всех телеграфных радиоприемников, пока его не заменили электронные лампы и полупроводниковые диоды. Отличия в устройствах Маркони и Попова состояли в применении разных модификаций этого элемента.

Каждый желающий, изучая оригинальные публикации, может провести самостоятельное увлекательное и поучительное исследование и составить собственное мнение по рассматриваемым здесь вопросам.

Бесспорны заслуги Маркони в пропаганде и коммерческом продвижении идей беспроводной связи. Его энергия бизнесмена и инженера, позволили ему организовать успешные демонстрации  беспроволочной связи. 1896 год – дальность связи 3 километра,  1987 год – 23 км, а в 1901 году уже трансатлантическая связь между Европой и Америкой. Маркони удалось привлечь инвестиции, нанять на работу лучших специалистов. Его предприятия сумели быстро наладить выпуск передатчиков и приемников для беспроволочной телеграфии. Результаты деятельности Маркони были уже в 1911 годы оценены Нобелевской премией по физике «в знак признания заслуг в развитии беспроволочной телеграфии». Вместе с Маркони Нобелевскую премию по физике получил немецкий профессор Карл Браун.

Но в биографии Маркони впоследствии появился серьезный изъян. В 20-х годах он начал открыто симпатизировать итальянским фашистам, стал членом фашистской партии Италии, Высшего фашистского совета, был другом Муссолини и пропагандировал его идеи. В СССР человек с плохой политической биографией, конечно, не мог быть «изобретателем радио». Он мог только воспользоваться идеями Попова и не сослаться на него.

Что же не позволило Попову и его последователям в России, где потребность в связи на большие расстояния была не меньшей чем в Европе, пойти тем же путем? Можно только сказать, что этому помешали вечные проблемы России – общая технологическая отсталость, неблагоприятная инвестиционная и политическая обстановка. Российский пионер радиосвязи Попова ушел из жизни раньше времени. В конце 1905 года, он слег из-за нервного расстройства, связанного с политическими и административными неурядицами, произошло кровоизлияние в мозг, после которого он  скончался через две недели. Россия уже тогда приобретала за рубежом радиоаппаратуру и электронные технологии, долгие годы догоняла, становилась вровень, но потом вновь отставала в области электроники от Западной Европы и Америки.

Но бесспорно одно: в России сын священника из Сибири, выпускник пермской духовной семинарии Александр Степанович Попов в свое время сделал правильный выбор. Он не пошел по пути отца (уместно отметить, что де Форест тоже был из семьи священника и тоже не пошел по пути отца), а поступил на физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета, успешно закончил его и проводил научные исследования на мировом уровне. Его имя вошло в историю России. И работами Попова его соотечественники могут гордиться. Вот только не совсем уместное присвоение Попову роли единственного «изобретателя радио» играет плохую службу оценке его заслуг. Возникает конфликт. Сравнение завышенной оценки заслуг Попова с очевидными заслугами других ученых и инженеров только принижает оценку его работ по развитию радиосвязи в России в период ее возникновения.

Материалы по теме
Мнение
13 ноября
Геннадий Львов
Геннадий Львов
Пять с половиной лет за слова, сколько за мысли?
Мнение
16 октября
Артём Важенков
Артём Важенков
Иногда соцсети открывают портал в ад
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме