Пообщался тут с одним партийным активистом – из тех, кто сам себе партия, сегодня таких, сами знаете: на каждом углу. Он как раз решал проблему – нужно было срочно набрать членов сколько-то человек, а иначе, мол, реготделению кирдык. Какой именно кирдык – не знаю, в подробности не вдавался, да он не особо и уточнял. Что-то с выборами, наверное. Сейчас, говорят, спрос на кандидатов в губернаторы, чуть ли не на улицах ищут, за руку хватают, баллотироваться приглашают, гарантии сулят на высшем уровне и всё такое, только заявись. Хотя, может, и не с выборами. Не скажу, чтобы совсем уж на сумасшедшего был мой собеседник похож. Нет, не с выборами.
А поговорить его пробило вот из-за чего: пошёл, значит, он за новыми членами (или по новые члены – ходят же по грибы). И пошёл не абы куда, а в старейший местный вуз, с какого-то перепугу решивши, что студент, будучи классом глубоко эксплуатируемым и бесправным, обязательно в его партию массово потянется. И, соответственно, всю вторую часть нашей беседы крыл он этого студента в хвост, гриву и в душу мать, потому как тот не потянулся. «Ничего за душой, представляешь? – вкручивая мою же пуговицу мне в солнечное сплетение, шипел он. – Ни собственного мнения, ни чужого, никакого. Спрашиваю: это тебя устраивает? Говорит: нет. Спрашиваю: хочешь это изменить? Говорит: нет. Я: у тебя цель в жизни вообще есть? Он: вообще есть. Я: а ты понимаешь, что – плывя по течению – никогда её не достигнешь? Он: да и хрум с ней. И – снова пальцем в телефон: дескать, давай, до свидания».
Короче, не понравилась моему визави молодёжь: другая, мол, она какая-то. «Не такая, – говорит, – как мы». Общественной активности, к тому ж, сторонится. Да и в партию, опять же, не идёт… «Постой, – говорю, – а в твою партию вообще кто-нибудь идёт? А раз вообще никто не идёт – то хрен ли ты на молодёжь-то взъелся? Может, не в молодёжи твоя проблема, а в тебе? А?». Такую вот выдал я ему прочувствованную, на голом нерве, речь.
Чем кончилось? А чем началось, тем и кончилось – ничем. Собрал мой приятель сопли в кулачок, подтянул отутюженные брючки, повесил на плечо сумку с планшетом – и в путь. Задачу же с него никто не снимал набирать членов. Да и худо ему будет, если не наберёт – куда он без своей партии?
Я ведь прекрасно помню, каким он был, когда я его в университете выудил лет десять тому назад. Как про цель в жизни у него интересовался, помню; как к общественной активности призывал. Жутко же он меня обломал в тот раз глупостью своей и инфантилизмом. Да и вы, кстати, тоже никакого доверия у меня не вызвали тогда, в 77-м, в политехе – как банный лист к жопе, честное слово, прилипли со своими расспросами к перепуганному студенту. Так что если я вам и нахамил, то строго по делу. Ничего личного.