Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Путевые рассказы Андрея Бабушкина о Марий Эл. Как я был в Йошкар-Оле и встретился с языческим жрецом.

Путевые рассказы Андрея Бабушкина о Марий Эл. Как я был в Йошкар-Оле и встретился с языческим жрецом.

Виталий Танаков
Виталий Танаков
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

 

 

Марийское язычество.

Марийская религия называется марий-юла (марий-юмыйула) - сокровенные знания марийцев.

По-видимому, марийцы – единственный народ средней Европы, который сохранил язычество не в качестве разрозненных, а в качестве стройной системы верований. Группы язычников есть среди мордвы и удмуртов, но эти группы немногочисленны.

В самом городе священных марийских рощ нет. Верующие стали молиться около одного из деревьев, однако вскоре данное место обнесли забором, отведя этот участок для строительства очередной церкви.   Марийские язычники обратились в прокуратуру, но ответа пока что не получили.


 

Около музея ГУЛАГа встречаюсь с Виталием Дмитриевичем Танаковым (он же – Онаенг, что по марийски значит «прозорливец»), языческим картом марийцев. «Карт» означает «старик», однако Виталий Дмитриевич – примерно моего возраста, может быть на пару лет постарше. Онаенг – автор трех книг, излагающих суть мари-юла. В 2007 году его вторая книга «Онаен уйла» (Жрец говорит), в которой он критикует нынешние российские власти, была запрещена, как разжигающая религиозную рознь, а сам карт был осужден к исправительным работам. Сейчас жалоба Онаенга, поддержанная правозащитниками, находится в Европейском суде.

Онаенг изложил мне религиозные воззрения марийцев.     
Он ссылается на теорию датского лингвиста Педерсена о том, что существует 4 типа языков – божественные (ностратические), аналитические, полисинтетические, синтетические (искусственные). Марийский язык является божественным, так как в нем сокрыты сакральные знания. Язык (а точнее 2 языка) действительно очень емкий и выразительный, короткие слова марийских языков содержат четкий смысл. Онаенг рассказывает, что в марийском языке не мене 12 форм обращений людей друг к другу, но нет слов, выражающих подчинение или зависимость, таких, как «господин», «Ваше благородие» и т.д..
Главным в мари – юло является Ош Поро Куго Юмо – Великий Светлый Бог.
Само слово Юмо означает «источник, генерирующий энергию», которые отражает динамическую энергию.
Противоположностью слову «Юмо» является слово «Омо», буквально «сон»; «отрицательное состояние», что, по словам Онаенга, означает энергию покоя.
В религии марийцев главным антиподом Юмо является его младший брат Йын, который мешал старшему брату творить мир, насылает на людей болезни, насылает вражду, может вселяться в деревья и обращаться волком.
Кроме Ошпоро Юмо в мари-юло почитаются сур – полубоги, и нижние боги. 
Один из таких нижних богов является Куркугыза, который систематизировал марийскую религию. Он имел телепатические возможности, общался с мудрецами разных стран мира. Он жил, предположительно, 900 лет назад. Его могила находится на горе Чумбылат, находящейся в Советском районе Кировской области. В 1830 году могила Куркугыза была взорвана по просьбе митрополита Филарета и указанию Министра внутренних дел. Все жившие в окрестностях марийцы были выселены за 50 км. от горы. В настоящее время, по крайней мере, с 1993 года, каждый год в конце июня на горе Чумбылат собирается по 600- 700 человек. Интернет сообщае, что молятся у горы Чумбылат, как марийцы, так и Удмурты.
У Верховного Бога есть первый заместитель, которого зовут Ага-варем. Молитвы ему совершаются в березовых рощах.
Кроме берез последователи мари-юла молятся в дубовых рощах ельниках. Марийцы также почитают осины и рябину, однако с данными деревьями работают не жрецы, а колдуны. Рощи, как правило, имеют 3 входа: южный – для вноса ключевой воды, восточный – для ввода жертвенных животных и западный – для прохода участников молитвы. Марийцы рассматривают рощи, как место, в котором возможен контакт человека с богом. Рощи могут быть посвящены, как отдельному Божеству, так и всем богам. Посредниками общения между богом и людьми являются онапу – специально выбранные деревья. Священные марийские рощи находятся не только в Республике Мари – эл, но и в Кировской, Свердловской и Нижегородской области, местах проживания марийцев в Татарстане и Башкортостан, Пермском крае. Юмо, как правило, посвящены дуб или липа, расположенные с восточного края.
Одна из ипостасей Верховного Светлого Бога - Шочи – нова – нарождающееся энергетическое начало.
Другая ипостась Верховного Светлого Бога – Мэрьимо, которая обеспечивает взаимосвязь между субъектами живого мира, равновесие, приводящее к тому, что нарушение равновесие компенсируется изменениями в судьбе субъекта.
Еще одна ипостась Верховного Светлого Бога является Кумпирши (что состоит из слов «три» и «судьба), отвечающий за предначертание судьбы. Одно из этих «трех судеб» «кюрло пюрше» – контроль нравственных устоев, которые влияют на судьбу     
Молитвы Верховому Светлого Богу совершаются перед деревьями.
Практикуются жертвоприношения гусей, утки, овечки, бычка, коня. Душа животного уходит богу, а мясо участники жертвоприношения съедают. Онаенг рассказал о том, что перед жертвоприношением жертвенный конь начинает веселиться.   
Приверженцы мари-йуло верят в круговорот душ, которая эволюционирует по кармическим ступеням. На первом этапе душа вселяется в зерно, затем – в растение, после этого – в насекомых, после этого – в деревья, затем - в животных, после этого – в человека, затем – в землю.
В отличие от христианства и ислама приверженцы мари-йула считают, что в человеке есть не 2, а 3 начала – душа (кап), тело (чон) и присутствующее в человеке божественное начало (шырт).
Важный элемент религиозных представлений мари-йуло – представление о земле, как о живом существе, имеющем руки, ноги, голову, внутренние органы. Например, Палестина – желчный пузырь, который играл решающую роль в эпоху Рыб. Мари-Эл – гипофиз Земли, который будет играть решающую роль в эпоху Водолея. 
Иной мир, куда попадает душа человека, имеет светлую и темную сторону.
Люди, согласно марийской религии, были не сотворены, а рождены.
В марийской религии есть маги (юзваш) и жрецы (корт), которые используют различную силу. Онаенг рассказал о том, как парень из 6 класса в годы его детства обрел силу колдуна. Когда какая – то продавщица его обидела, он отошел на несколько километров и нанес по ней энергетический удар, от которого она упала. Этот колдун до сих пор практикует в одной из деревень.   
Сам Онаенг стал картом после того, как в их деревне умер карт, который стал являться ему являться во сне, и он об этом рассказал матери. Мать сказала ему о том, что он происходит из старинного жреческого рода, после чего Онаенг прошел обучение у более старших жрецов.
В своей книге Онаенг указывает, что «ю» (энергия движения) и «юа» (энергия покоя) оказывают влияние на все 3 мира: ноуменальный (божественный), феноменальный (мир материальных и проявленных образов) и инфернальный (мир духов). Онаенг раскладывает марийские слова на смысловые сегменты. Например. У него получается, что марийское слово «орава» (колесо» состоит из «ор» (крепость) и «ава» (женщина). Произнося звуки («юук»), которые под влиянием сознания складываются в слова, человек создает малый вихревой поток, по параметрам, имманентный вселенскому информационному потоку, исходящему от Юмо. Качество, четкость, плотность контакта звука с полевой информационной средой зависит от качества и фонетики языка.   В марийском языке все понятия, несущие негативный смысл (зло, неряха, негодный, беситься и т.д.) начинаются с буквы «о» а слова, характеризующие энергетику, добро, объемы (добро, воздух, обычай, разум, воля , пространство и т.д.) – с буквы «ю».
Онаенг делает вывод, что марийский язык отличается от флективых языков, в которых слова образуются из корней, приставок и суфиксов. Он приводит интересные примеры словообразования, когда в сегментах слова зашифровано знание. Например, слово «шауараш» (закалять металл) состоит из «шу» (здоровье), «ар» (совесть), «аш» (память), то есть закалять металл – укреплять память и здоровье металла. 
Очень надеюсь, что при следующем посещении Мари- Эл мне удастся посетить священные рощи марийцев.
На мой взгляд марийская религия – сложившаяся национальная религия древнего самобытного народа. Ее представители вполне могли бы войти в состав Совета по делам религий, как при главе Республики, так и при Президенте РФ. 

А. Бабушкин 
Материалы по теме
Мнение
29 июня
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Как помочь политзаключенной Дарье Козыревой
Мнение
11 августа
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Критическая ситуация на фронте сразу создает пригожинские вайбы
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме