Мне, как выпускнику юридического вуза, очень повезло. Когда я учился в Московской юридической академии, нам читали лекции З.М.Черниловский, М.С.Шакарян, В.Н.Толкунова, П.Я.Трубников и другие, ставшие классиками российской юриспруденции знаменитые ученые. Весьма интересными были лекции Г.Бурбулиса по политологии – новой для того времени науки, и занятия по логике у корифея юридической логики и философии В.И. Кириллова.
Было множество и других преподавателей, которые мне привили вкус к правовым знаниям, к правовой культуре и логике регулирования общественных отношений.
Скорее всего, именно это их «вина», в том, что не могу без смятения наблюдать за современным законотворческим процессом.
Специалисты, да и просто наши граждане, так или иначе связанные с право применением, не раз сталкивались с ситуацией, когда закон едва был принят, уже готовятся изменения к нему. Правовая практика нашего государства знает такие случаи, когда вновь принятый Федеральный закон еще не вступил в силу, а уже «работают» изменения к нему. Без негодования нельзя смотреть на уголовный закон нашего государства – Уголовный кодекс РФ. Он не производит впечатления целостного документа. Возникает ощущение, что кто-то специально все так запутал, чтобы сложно было разобраться в нем и в других правовых актах нашего государства.
Но все это не идет в сравнение с тем, что в настоящее время происходит с процессом законотворчества. Принятие по каждому зуду закона, это как минимум неуважение к правовой системе. Более того, устанавливающееся было доверие граждан к правовым актам, силе норм права, постепенно улетучивается при такой «скорострельной» работе депутатов, которые шлепают законы один за другим, причем по поводу и без повода.
Я вполне серьезно говорю о том, что после белых пятен в правовом регулировании целых отраслей в 90-х, двухтысячные стали в некотором роде периодом стабилизации правового пространства с более понятными для граждан «правилами игры». Но 90-е вернулись в еще более причудливой форме уже в наши дни.
Уверен, что законодателям следует тщательнее подойти к принятию новых законов, особенно когда это приводит к избыточности регулирования общественной жизни. Также вредно для общества ситуация, когда только что принятый закон с легкостью отменяется.
Все это неминуемо приводит к правовому нигилизму, к девальвации права, как основного регулятора общественных отношений.
Всё-таки: - что первично в регуляции общественных отношений? Мораль или право? И не грозит ли нам очередной дефицит правового поля?
Привели охеренно культурную культуру правовых отношений: банить оппонентов и обещать "набить тыкву".
Вкус привили, а вот мозги дать забыли :)