Европейский суд по правам человека потребовал от российского правительства проявлять терпимость к несанкционированным митингам.
Страсбургский суд обязал Россию выплатить 60 500 евро компенсации оппозиционеру Гарри Каспарову и еще семерым заявителям в качестве компенсации за их задержание и арест во время «Марша несогласных» в апреле 2007 г. При их преследовании была нарушена статья 6 Европейской конвенции по правам человека (право на справедливое судебное разбирательство), говорится в опубликованном вчера решении ЕСПЧ — в частности, суд безоговорочно одобрил доклад полиции и отказался вызвать на процесс свидетелей защиты. Это «несовместимо с гарантиями справедливого судебного разбирательства».
ЕСПЧ признал, что силовое вмешательство полиции в «Марш несогласных» было непропорциональным и явно превосходило меры, необходимые для предотвращения беспорядков. ЕСПЧ констатирует: «Правила, регулирующие публичные собрания, в том числе и система предварительного уведомления, необходимы для нормального проведения общественных мероприятий, так как они позволяют властям свести к минимуму травматизм и принять иные меры по обеспечению безопасности». Но судьи добавляют: выполнение этих правил «не может стать самоцелью».
Как отмечается в решении суда, власти были уведомлены о проведении несанкционированного митинга и успели стянуть к месту событий полицейские силы, достаточные для того, чтобы обеспечить безопасность, заявителей же арестовали только из-за их участия в несанкционированном митинге — и в этом ЕСПЧ усматривает нарушение права на свободу собраний. Если демонстранты не применяют насилия, органы государственной власти должны проявлять «определенную степень терпимости к мирным собраниям», настаивает суд.
Это очень важное решение, радуется адвокат Карина Москаленко, представлявшая интересы Каспарова в Страсбурге. Во-первых, суд распространил на административные дела (по крайней мере те, что затрагивают конституционные права и свободы граждан) те же высокие стандарты и гарантии, которые применяются в уголовном правосудии. Обычно административные дела предусматривают упрощенную процедуру производства, а вот размер санкций уже сопоставим с уголовным наказанием. Также ЕСПЧ признал неприемлемой практику применения законодательства о митингах.
Адвокат отмечает, что решение принято единогласно. «Меня очень радует, что российский судья, который участвовал в этом деле, разделил позицию суда», — подчеркивает Москаленко.
Руководитель аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ Андрей Федоров говорит, что в Минюсте внимательно изучат это решение, получат отзывы заинтересованных ведомств, после этого будет принято решение о возможности его обжалования. На первый взгляд, отмечает он, ничего экстраординарного там нет: даже если это решение вступит в силу, оно не содержит посылов, которые требовали бы изменения текущего национального законодательства или введения особой правоприменительной практики.
Согласно Конституции РФ. Международные нормы права имеют приоритет. Перед законами России. Точно так же решения Европейского суда имеют обязательное значение для России. И имеют преюдициальное( то есть обязательное ) значение при рассмотрении других дел, связанных с рассмотрением этих же, уже установленных Европейским судом обстоятельств.
Полагаю, что правоприменительная практика будет изменена. В противном случае штрафы и санкции в отношении России могут возрасти многократно, если по таким же основаниям, по которым уже было вынесено решение международного суда, суды России вновь будут допускать нарушения.кроме того, обстоятельства, установленные в решении Европейского суда, придется учитывать и при рассмотрении уголовных дел, связанных в том числе преследованием лиц, участвовавших в демонстрациях и шествиях.
Владимир Пыстин. Сыктывкар 14:13, 3 ноября
"Один из организаторов «Марша миллионов» — Петр Царьков — сомневается в том, что решение ЕСПЧ что-то изменит во взаимоотношениях власти и оппозиции: Нам не просто отказывают, с нами уже даже не разговаривают".
Но, полагаю, что правоприменительная практика действительно должна измениться к улучшению положения.
Также ЕСПЧ признал неприемлемой практику применения законодательства о митингах.
что это значит?
Исправленный недавно закон о митингах нарушает права человека, а значит должен быть признан ничтожным.
Страссбург нам не указ.
Если б только Страсбург!
поясните гопота спартаковскаяююю иилии рубеж севера... надо подиити и три раза сказать вы нехорощо поступаете.... получить пиз.лей... и потом все правильно? Гопота ценнее чем правда? отморозки лббые этим найдут как прикрытьмя... Европейский суд... права человека... Отморозки это читают и используют.... Против нас же....
Алексей Крутиков 20:34, 5 ноября
Алексей, право на защиту имеет каждый человек. Но вряд ли этой защитой могут в полном объёме воспользоваться нелюди. Законы написаны для людей. И важно, чтобы законы - в отношении людей - соблюдались.