Сегодня в России стала очень популярна идея, что свобода рождает чудовищ. Что, мол, человек настолько слаб, что если ему дать свободу, то он тут же превратится в чудовище, побежит убивать и насиловать.
Мой хороший друг, социальный философ Андрей Юров, излагая концепцию свободы, предлагает взглянуть на свободу с точки зрения веры, когда свобода подается не как в рациональной концепции - "свобода для чего-то", а как "свобода от чего-то". Т.е. рациональный подход сформулировал наличие выбора у человека свободного и отсюда свобода выбора распоряжаться сбой для каких-то целей.
Свобода же в рамках основных религиозных идеологем звучит как свобода от искушения, свобода от соблазна, свобода от того, что бы внешние раздражители не порождали чудовище внутри нас. То ли девушка идущая по улице в коротком платье, вдруг вызывает внутри мужчины похотливого зверька, то ли насилие, льющееся с экрана, вдруг вызывает желание отомстить. Ничего, по словам Андрея, человека верующего не должно отвлекать от его осознания божественной искры внутри каждого из нас. Т.е. человек свободный - это человек, который свободен от соблазна и способный держать себя в руках, дабы внутреннее божественное определение вдруг не закрылось тенью страсти и похоти.
Значит грань свободы и не свободы - это скорее всего наша способность победить в себе живущее в каждом из нас чудовище. И главное даже не в том, что люди должны запереться в монастырях и отринуть плотское, но главное - это научиться контролировать зверя внутри себя. Не разжигать зверя ненавистью, не разжигать зверя завистью, не потакать зверю леностью.
Свобода - это скорее внутреннее борение, чем борение внешнее. Мусульмане - это чаще всего называют "внутренним джихадом". Вот и возникает очень важная дилемма. Если мы ведем борьбу с внешними соблазнами, то вроде как мы помогаем другим избавиться от соблазнов, но наш бесенок растет и побеждает нас, если мы не научились его контролировать. Получается, что внешняя борьба с причинами, рождающими внутреннего зверя, должна начаться только после того, как мы поставим нашего внутреннего зверя под контроль. А если этого нет, то внешняя борьба еще больше разбудит в нас зверя!!!
Каждый, призывающий к борьбе со злом вне себя, должен изначально взять под контроль собственное зло.
Как быстро смекнул и с нова в бой. А геи? А соловьёва? А софронов? Начни с себя.
курилка сажен!
Мемориал уже победил внешнюю несвободу? Теперь переходят на душевные проблемы? Типа психологические консультации?
Все верно. Нет внешний проблем, все проблемы внутренние, и в человеке, и в обществе, и в государстве. Решите свои внутренние проблемы и у вас не будет внешних. Но все делают наоборот, поэтому ничего не решается.
Сажин прививает бинарное восприятие «внутреннее - внешнее». Но ведь есть и другая точка зрения: мир, телесная сущность, духовная суть. Как выглядят вопросы Сажина в таком измерении? Похоже, они просто теряют смысл!
Как писали теоретики Марксизма-ленинизма, свобода это осознанная необходимость. От этого и надо отталкиваться как от печки. Свободен в современном мире может быть только тот человек, кто нравственен, духовно и интеллектуально развит, в ком присутствуют человеческие качества и добродетели.
Упомянутое учение, это позапрошлый век. За прошедшее время возникли более интересные концепции.