Скоро годовщина начала знаменательных событий в нашей стране, когда неожиданно для всего мира, да и участников этих самых событий, произошел массовый выход на улицы российских городов граждан, возмущенных наглым игнорированием их права на смену власти.
В течение полугода в обществе царило радостное оживление от ожидания перемен. Но 6 мая участники очередного мирного митинга, согласованного с властями, оказались жертвами спланированной провокации. Теперь очевидно, почему ОМОН перегородил дорогу многотысячному потоку участников митинга и стал их избивать. Замысел был в организации массовых беспорядков, чтобы получить законные основания для расправы с митингующими. Таким образом рассчитывали сбить протестную волну в Москве и по всей стране.
Массовых беспорядков не получилось. Были лишь стычки с неожиданно набросившимися на начало колонны ОМОНовцами. В результате под следствием оказались 15 человек, и затем троих произвольно присоединили к ним, как, якобы, организаторов массовых беспорядков (которых создать так и не удалось).
Что такое массовые беспорядки? Закон определяет это совершенно четко:
Массовые беспорядки это действия, сопровождающиеся «насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти» (см. статью 212 УК РФ).
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Петрович Лукин, находившийся 6 мая в самой гуще событий, опубликовал официальный доклад, в котором совершенно определенно заявил: массовых беспорядков не было. Но 18 участников митинга обречены понести ответственность за то, в чем они невиновны. Потому что вся государственная машина – и ОМОН, и следователи, и судьи выполняют задание: доказать, что 6 мая злокозненные организаторы митинга запланировали массовые беспорядки, а участники митинга этот противоправный умысел осуществили.
Не только участники митинга 6 мая (каждый из которых мог оказаться на их месте) – все, кто не хочет жить в полицейском государстве, должны самым активным образом добиваться освобождения арестованных. Для этого есть разные возможности.
На митингах, прошедших за год, каждый раз выдвигалось как общее требование участников освобождение политзаключенных. Вот эти 18 и есть те самые политзаключенные.
Были ли погромы, поджоги? Применяли ли участники митинга взрывчатые вещества или взрывные устройства? Имели ли они в руках огнестрельное оружие? Было ли уничтожение имущества?
Следователи объясняют: а вот каски у омоновцев были повреждены, туалетные будки перевернуты. Смешно? Однако нашему суду будет этого достаточно, чтобы признать произошедшее массовыми беспорядками и на этом основании осудить участников митинга на большие сроки.
Но ведь на этот счет следователи опросили около полутора тысяч человек. Можно организовать массовое общественное расследование, параллельное официальному. Собрать показания не полутора тысяч, а десятков тысяч участников митинга в подкрепление выводов уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина, что не было массовых беспорядков. Эти показания должны быть правильно юридически оформлены и опубликованы. Таким образом, перед всем миром предстанет картина того, что на самом деле произошло 6 мая, и кто истинный виновник того, что случилось на подступах к Болотной площади.
Многочисленные свидетели могут прийти в здание суда, когда там будут судить их товарищей, и требовать, чтобы их допросили. По закону суд обязан опросить свидетеля, добровольно явившегося с показаниями по слушаемому делу.
Нужно собирать деньги на адвокатов, на передачи арестованным, на поддержку их семей, оставшихся без кормильца из-за его ареста. (Это уже делается, но не очень широко.) Не должны бремя их защиты нести лишь их семьи и их друзья.
Нужно писать арестованным и их близким письма поддержки. Нужно, чтобы каждый день у тюрьмы, у следственного комитета, на месте событий около Болотной стояли пикеты с портретами арестованных.
Нужно в интернете и в честных СМИ постоянно писать, говорить, показывать имеющиеся видеоматериалы о событиях 6 мая, как можно шире распространять правду о том, что 6 мая не было массовых беспорядков, а было ничем не мотивированное провокационное нападение ОМОНа на участников мирного митинга.
Нужно собирать подписи под требованием освобождения арестованных. (Это, по-моему, делается.)
Нужно устраивать собрания, митинги, концерты с этим требованием.
Общество сейчас пребывает в некоторой растерянности после того, как огромные митинги оказались недостаточным средством воздействия на власть и не склонили ее к диалогу, а напротив, вызвали жестокие приговоры (Т. Осипова, Pussy Riot, Максим Лузянин) и лихорадочное изготовление законов, направленных против гражданской активности.
Никто не знает, какие еще есть мирные средства воздействия на власть. Я тоже этого не знаю. Это должна прояснить, как говорится, жизнь. Но что мы все должны делать сейчас, немедленно, это очевидно: нельзя допустить расправы над арестованными участниками митинга и над теми, кого власти прочат в организаторы массовых беспорядков. Это наша общая забота – и Правозащитного комитета, и Координационного Совета, и Белой ленты, и Лиги избирателей, и всех правозащитников и честных юристов, и всех участников митингов, и каждого гражданина, которому не наплевать.
Уважаемая Людмила Михайловна, полагаю, что нужно разграничить суть происшедшего. Полагаю, что организаторы любого митинга обязаны организовать не только процедуру выступлений, но и организовать обеспечение порядка на митинге. Для этого необходимо заранее обозначить людей, ответственных за соблюдение порядка, дать им опознавательные знаки ( возможно повязки, специальные разовые удостоверения или иные знаки), требовать от руководства органов полиции проведения совместного инструктажа сотрудников полиции и лицами, которым организаторы митинга поручили обеспечение порядка, т.е с теми, которым поручено соблюдать правопорядок на митинге. Это могут быть даже сотрудники ЧОПов, которым организаторы поручили эти функции. Следует предусмотреть возможные действия сотрудничества и на совместном инструктаже пояснить сотрудникам полиции, что они обязаны безоговорочно исполнять требования не только своего руководства, но и лиц из числа организаторов, в том числе наделенных полномочиями по обеспечению порядка на митинге. В этом случае, любая попытка провокации на митинге может пресекаться совместными силами и никаких претензий предъявить к организаторам невозможно. если же относиться к организации таких мероприятий безответственно и не заниматься оргработой, то организаторов неизбежно будут привлекать к ответственности за нарушения общественного порядка на митингах. Я в свое время еще в к 80-х начале 90-х был организатором митингов ( правда не столь многолюдных, и всегда уделял таким вещам должное внимание. Безответственность организаторов, не обеспечивших или не принявших должные меры по охране порядка на митинге , это, на мой взгляд, деяние, осуждаемое с точки зрения соблюдения закона и морали.
В отношении лиц, которым предъявлено или может быть предъявлено обвинение в совершении беспорядков на митинге, можно отметить,что любой суд рассматривает только фактические доказательство. А именно, что совершил конкретный человек. Если неопровержимых доказательств конкретных действий о совершении беспорядков нет, то он подлежит оправданию. И так по отношению к каждому фигуранту дела.Если же кто-то виноват и есть доказательства этого, то он понесет наказание. Как правило, в таких ситуациях недостаточно представление косвенных доказательств в виде свидетельских показаний. Сотрудники полиции снабжены техническими средствами и могут предъявить прямые фактические доказательства в виде фото или видеосъемок. Точно так же такие же прямые доказательства вправе предъявить сторона, которой предъявляются обвинения. И только оценив фактические доказательства вины каждого или отсутствия вины( а не предположения тех или иных лиц), суд дает правовую оценку.И выносит обвинительный либо оправдательный приговор. С уважением Владимир Пыстин.