В отличие от любителей «мыла», пузырями выпирающего из ящика для овощей, изредка смотрю на 27-м канале «Кинопоказ» что-то стоящее из классики так наз. «настоящего» кино. Такие фильмы идут без скандальной рекламы, которую им обеспечивают Министры культуры.
На этот раз повезло особенно, в пятницу и с повтором в субботу демонстрировали «ЧТЕЦ» Стивена Долдри, 2008г.,.пр-во САСШ/Германия, студия «Miramax» и «НойеБабельбергргсФильм».
У ленты множество призов МКФ («Оскар»-2009 за лучшую женскую роль и еще 4-е номинации, «Золотой глобус», Премия Британской академии и Европейской киноакадемии и проч. и проч…) Действительно, картина заслуженная и тонкая по замыслу и воплощению. Замечательная игра Кейт Уинслет и Рэйф Файнса, а также любимого мной со времен «Der Himmel uber Berlin» Бруно Ганца.
Вместе с тем это совсем не фэнтези, скорее драма, точнее поствоенная драма.
Картина категории , то есть «лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого». И, в принципе, тема о которой собираюсь написать тоже для взрослых, крепких умом и не склонных к истерикам людей.
Из скупой аннотации в «Кинопоиске» также можно узнать, что «фильм поставлен по одноимённому роману немецкого профессора, юриста и писателя Бернхарда Шлинка, впервые опубликованном в Германии в 1995 году (общий тираж более 500 тысяч копий). Двумя годами позже книга была переведена на английский язык и вышла в США, став первым немецкоязычным произведением, возглавившим чарт литературных бестселлеров газеты New York Times (всего продано более 750 тысяч копий). На момент выхода фильма этот роман был переведён на 37 различных языков, в том числе и на русский».
И более чем скупо о сюжете: «Повествование структурировано на три истории, каждая из которых вызывается из памяти постаревшим Михаэлем Бергом. Первая часть происходит в 1950-е годы в послевоенной Германии, в провинциальном городке, название которого не указывается (подразумевается Гейдельберг). Вторая часть — спустя 10 лет — происходит в Берлине, где Михаэль изучает юриспруденцию. Заключительная часть истории происходит в 1990-е годы в США».
Если коротко, центральным персонажем картины является Ханна Шмиц. В прошлом это сотрудница лагеря Освенцим, причастная к уничтожению евреев (-так сказано в фильме, но почему только евреев?), в недавнем прошлом случайная любовница подростка Михаэля, а в настоящем заключенная, отбывающая 20-летний срок за участие в преступлениях нацизма.
Весь праведный (и неправедный) гнев обрушивается на «приспешников режима» и СС – нескольких женщин-охранниц, которых со слов одного молодого юриста «здесь, прямо в зале следует расстрелять» за их личную трусость и неспособность расставить верные и, по мнению обобщенных представителей социума, гуманистические приоритеты.
Вместе с тем отношение авторов к Ханне особенное - оказывается, она безграмотная и в лагере заставляла заключенных читать ей книги. Это слушание книг (ей в заключение посылает аудиокассеты герой Рэйф Файнса - Михаэль), а впоследствии их чтение, которому она самостоятельно обучилась в тюрьме, составляет единственное утешение Ханны, пробуждает в ней чувства и эмоции.
Из круга ее чтения «Дама с собачкой» вызывает особые ассоциации.
Естественно, все более и более углубляющаяся в осознание бездны своей неправедности путем изучения мировой литературы героиня К.Уинслет ломается под тяжестью обрушившихся на нее знаний и культуры нашей «гуманистической» цивилизации, затем, как принято говорить, терпит в итоге морально-нравственное фиаско и погибает (сознательно уходит из жизни), так и не освободившись из заключения, хотя «свобода» на воле была уже так близка и достижима…
Опекающий ее в тюрьме (бывший случайный любовник-подросток) Михаэль передает ее завещание дочери одной из чудом выживших в лагере заключенных, ранее выступавшей на суде как свидетельница со стороны обвинения и, собственно, признанной жертвой нацизма.
Дочь жертвы Освенцима (юрист по профессии) последний дар Ханны – коробочку с деньгами не принимает, расценивая это как прощение, что с ее точки зрения было бы предательством по отношению к памяти матери и других узников. Оставив себе на память только коробочку-жестянку, точно такую же, как была у нее в лагере, на предложение Михаэля: – Может быть вы отправите деньги в фонд ликвидации еврейской безграмотности?
она отвечает:
- У евреев на все есть организации. И я удивлюсь если такого фонда нет. Только вот безграмотность евреям не свойственна.
Затем следует небольшой финальный эпилог со сценой у черной шершавой надгробной плиты Ханны.
И все. Как говорится, хеппи-энд: злодеи установлены, морально раздавлены и даже погребены. Простое поверхностное моралите: незнание не освобождает от ответственности. А знание, подчерпнутое из книг (в т.ч «вечных книг»), необходимо для осознания своего места в мире. И своей вины.
Казалось бы как все просто.
Но картина многоплановая и многоуровневая для понимания, недаром посвящается Э.Мингелле и С.Поллаку.
И с неким подтекстом – посланием.
Допускаю, что кто-то найдет возможность поделиться мыслями об этой картине. Не всем же "мыло" глаза замылило...
Не нашлось, Сергей...
в другом месте прошилило
Видимо те самые деньги до сих пор в том самом фонде лежат...
Фильм - полная чушь и дешёвка. В Германии ещё в 70-е годы XIX века был принят закон об обязательном обучении детей до 14 лет. Так что в 40-е годы XX века уж точно не могло быть совершеннолетних немцев не умеющих читать и писать. Не была Ханна и дислексиком, так как она в итоге ведь выучилась и чтению, и писанию.
Немцы умеют считать, четко ставят задачу и контролируют ее реализацию не допуская искажений смыслов и фактов:
"Создатели фильма получили 4,1 млн. долларов (2,8 млн. евро) дополнительного финансирования от немецких региональных и федеральных организаций".
Значит было за что платить. При том что Голливуд, мягко говоря, там не очень любят...
Сергей, Вы хотите поговорить о выборе? О "быть или не быть"? И о шиле, которое должно прошпилить, чтобы человек проснулся и задумался?))
Фильм это делает в какой-то степени. Меня лично что-то в нем сильно задело, - может профессионализм режиссера и артистов, а, может еще что-то)...
Это одна из тем. В конце-концов не про обобщенные образы "пельменей" вперемешку с рекламой майонеза и Пореченкова хотелось бы говорить.
Меня заинтересовала тема ПРОТЕСТА Ханны, не пожелавшей выйти на "свободу" в наш лживый мир.
И связанная с ней тема лжи "грамотных" и фактически оветственных за Катастрофу. -"...Безграмотность евреям не свойственна" ??,
а "вечные книги" не формируют чувство вины?
Да, что если бы старушка, поучаствовавшая лично в сожжении Джордано Бруно, начала читать книги и поняла про всё...
Хочу сказать, что это - трагедия для неё. Но освобождает ли незнание от ответственности...И что лучше, - знать или не знать..
"Сердце не любит свободы, Рабство от самой природы Сердцу в награду дано. Выпустишь сердце на волю, Дух проклянет свою долю, С жизнью порвётся звено!" (Ницше)
Незнание не освобождает.
Но и знание не свобождает. Но парадокс в том, что "грамотные" не хотят признавать своей вины и отворачиваются от очевидного.
"...Безграмотность евреям не свойственна".
И только.
А беЗсовестность?
Именно эту насквозь фальшивую "культуру" оттолкнула от себя Ханна, оттолкнувшись ногами от стопки книг на столе.
Да, она была безграмотна, но освоив грамоту предпочла остаться искренней.
Строчка из Ницше уже потому иллюзия, что "свободы" нет и не может быть. - Вседержитель от нас не обрезан и мы от Него не обрезаны.
На самом деле это - фильм-тест.
Национальное большинство проверяется на его собственную невменяемость и терпимость к извне навязанным идеям, реализуемым в его отношении
нац.меньшинством.
Вобщем тест на лоховитость большинство пока проходит положительно.