Внутреннюю эмиграцию принято бранить. Ведь она эскапизм, бегство от действительности.
Вопрос, конечно, в том, кто определяет, что есть действительность. В России это делают внутренние эмигранты (впрочем, и в любой стране у эмигрантов своя действительность). Прежде всего, внутренние эмигранты - по должности ― это правители страны, небольшой слой номенклатуры. Эмигрантского в них то, что они жили и живут в особом мирке и не умеют, а прежде всего не хотят прислушиваться к тем, среди кого жили. Им простительно, потому что в России коренное население изначально желало во власти чужаков. Цари подчеркивали своё происхождение от Рюрика и через него от Юлия Цезаря, князья и бояре хвалились происхождением от "литвы" или "выезжих из орды". Проблема была не в том, приехали или не приехали, а в том, что не желали становиться "своими".
Революция произошла, потому что не говорить на русском языке полбеды, а не слушать, что тебе говорят на русском языке, целая беда. Не слушали своих подданных австрийский и немецкий кайзеры, так и их свергли. Дальнейшие события, однако, развивались по-разному. В тех странах никто не написал бы, как написал Волошин: "С Россией кончено". Это, конечно, было преувеличение. Россия никуда не делась, только вот большинство ее жителей постепенно отправились во внутреннюю эмиграцию. Первыми ― большевики. Они и раньше были внутренними (а часто и внешними) эмигрантами, совпадая с ненавистным царем по уровню глухоты.
Как и Николай II, Владимир Ульянов жил в своем воображаемом мирке. Как получилось, что этот мирок приняли как свой миллионы людей, не так важно. Важно, что сегодня в России большинство - внутренняя эмиграция: президенты и премьеры, министры и судьи, казенные идеологи, политтехнологи, журналисты, пропагандисты и, что самое ужасное, так называемые простые люди. Во внутренней эмиграции пребывают продавщица, которая не здоровается, ученый, который ищет не истины, а покоя, рабочий, который злобится на всех и вся и полагает, что будет лучше работать, если ему будут лучше платить.
Фирменный знак эмиграции ― требование лояльности. В нормальных условиях власть должна быть лояльна к человеку, но если человек ― эмигрант, то он должен быть лоялен к власти. Перевернутый мир! Нормальная жизнь ― это огромное пространство во взаимоотношениях людей между собой и людей с властью, от сотрудничества и соперничества до борьбы и вражды. Для эмигранта жизнь сужается до власти той страны, куда он прибыл, ― во всяком случае, пока он чувствует себя эмигрантом. Вот власть, вот я. Либо я подчиняюсь, либо я должен уехать куда-то еще. Третьего не дано. Того, что нормально, не существует.
Именно такую узость мировосприятия и воспитывала послереволюционная власть ― а теперь эта узость уже самовоспроизводится. Крайняя узость жизненного выбора порождает и крайне узкие механизмы компенсации. У некоторых это агрессия: окружающий мир ненормален, а мы нормальны. Это, скажем так, активные внутренние эмигранты.
Есть, однако, и пассивные внутренние эмигранты, которые не любят положения, в котором очутились, но и не могут ― по разным причинам ― из этого положения выбраться, а лишь увязают в нем. Между тем этим людям нужно оправдывать свое положение уважать, нужно доказывать себе, что сопротивление бесполезно.
В ход идут два аргумента.
Первый ― в защиту себя. Это-де не подлаживание под режим, это особо утонченная форма сопротивления. "Вступлю в КПСС ― так там хоть один порядочный человек будет, я на них повлияю". "Пусть настоятель черносотенец, я на него потихонечку влиять буду, он побелеет".
Второй аргумент ― против тех, кто сумел не покориться (а такие есть, и далеко не всегда непокорность результат сознательного выбора, и уж очень редко она подвиг; чаще просто "так вышло"). "Чистеньким хочешь остаться?!" "Ты предатель". "Один в поле не воин". Логика большинства ― большевизма ― в чистом виде: что-либо сделать можно лишь гурьбой, лишь грязными средствами и лишь при безусловной верности ― а безусловная верность есть верность безусловному мерзавцу и подлецу. Святому всякий будет верен, а ты побудь верным Сталину!
Внутренняя эмиграция есть постоянный самообман ― ведь, в отличие от настоящей эмиграции, внутренняя есть тайна для своего носителя. Внутренний эмигрант убежден, что живет "нормально", он охотно предлагает нормальным обитателям России "убираться" - в Израиль или в Америку. Была бы возможность, внутренние эмигранты даже оплатили бы вывоз из России всех, кто не с ними, ― чтобы ничто не могло подавать сигналы об их ненормальном положении. Только нормальные люди не слишком рвутся эмигрировать. Они просто живут просто в России. Это не означает аполитичности ― это означает нормальное отношение к политике, прагматичное, трезвое, постоянную попытку вернуть всю страну в норму и еще более постоянное усилие самому быть в норме, а не в приспособленчестве, не в лояльности, как и не в ворчании.
Частью нормы является и защита внутренней эмиграции. Она в этом нуждается ― ведь нынче мир такой, что того и гляди кто-нибудь попытается вернуть Россию в нормальное пространство средствами внешними и несколько насильственными. Нет - норма в том, чтобы защищать внутреннюю эмиграцию от расправы, от нашествия иноплеменных, от любых резких попыток привести людей в чувство. Пытаться с ней "покончить" сколько-нибудь насильственными методами означает присоединяться к ней, повторять ту ошибку, которая совершилась в октябре семнадцатого. Просто жить ― открыто в закрытом, по-граждански в эмигрантском, по-человечески в античеловечном.
в точку
Уберите дуру.
дождалась-таки светлого праздничка )))
Подозреваю, что с грядущими выборами связано ваше определение )))
берегите нервные клетки, они ещё в процессе выборов вам пригодятся)))
Называется это по-разному. Цивилизационное отставание, исторический тупик, движение по замкнутому кругу, незавершенная модернизация, не удающиеся либеральные реформы, архаическое традиционное общество. А имеется в виду, что Россия, в отличие от большинства европейских стран, остается страной сословно-авторитарной (до этого феодальной, затем тоталитарной), не способной превратиться в то, что называется современным динамическим государством с современной же социальной системой.
все страны по способам организации. Одни все строят на вознаграждении — как материальном, так и символическом. Другие на репрессии, которая то является синонимом наказания, то насилия. Большинство же находится посередине. Наша Россия, понятное дело, страна с уникально репрессивной культурой, в которой не приживаются либеральные реформы, потому что им противостоит культура традиционного большинства. Не могу не упомянуть, что это большинство автор порой называет быдлом
Понятно, что репрессия, так или иначе, присутствует в культуре самых разных обществ, но наш автор справедливо отмечает, что репрессия репрессии рознь. Репрессия может носить личностный характер, как в России, и безличностный, как на гнилом Западе, когда репрессии подвергается любой, нарушающий закон, а не тот, на кого указывает перст верховной русской власти. Мир безличного насилия – правовой, мир личностного насилия – бесправный. Для власти важно демонстрировать населению способность к высокому уровню насилия, подвергая ему всех тех несчастных интеллигентов в мире быдла, которые хотели бы видеть нашу общую бедную страну динамично развивающейся и вестернизированной, то есть более похожей на современную и модернизированную. Понятно, что для быдла – власть сакральна и ценится потому, что может осуществлять насилие против вездесущих бояр, когда и как хочет. Но и всегда довольное чужой беде простонародье держит в узде («с нами иначе нельзя, а то забалуем»). За что, кстати говоря, наш великий русский народ и любит жестокую власть, поскольку знает, что когда власть ослабевает, то начинается хаос. Хаос действительно начинался и после отмены крепостного права, и после первых попыток либерализации в 1905г., и после разоблачения культа личности, и после Перестройки, и сейчас, когда о модернизации просто мечтают и фантазируют люди, призванные снизить уровень общественного недовольства.
Причина же, по которой наш богоносец так любит своих тиранов, скажем, Грозного и Сталина, то есть власть, осуществляющую над ним суровое насилие, упирается в проявление глобального стокгольмского синдрома, при котором жертва любит мучителя, ибо так легче переносится страдание. Мол, он меня мучает, а я его лечу своей любовью, кстати, потому что и сам люблю помучить.
Отчего в одних обществах центром культуры являются Камасутра и позы для сексуального удовольствия, в других – гедонизм и радость жизни и потребления, а у нас – кнут, которым наводил порядок далеко не один Петр. Да, пословицы «кнут не мучит, а добру учит», «кнут не мука, а вперед наука», «не бить, так и добра нет видать», да, идеал «кнутопорядка» и «кнутодобра» (вечно цитируемый Павел Солдатов), но почему именно у нас все так, а у других как-то человечнее получается?
Нет,и у других восточных и сословно-традиционных обществ, вроде мусульманских или африканских, тоже большие проблемы с модернизацией, которая так же противостоит культуре. Увы, такова ситуация с современной модернизацией, что сложные и высокотехнологичные процессы требуют личного начала, системы достижительных ценностей, а не прелестей кнута, способного воспроизводить лишь безмолвное и относительно бессловесное агрессивно-послушное большинство, умеющее, конечно, вручную лопатой строить Беломорканал, а вот для новых технологией не очень подходящее. Именно поэтому все попытки модернизации, начиная с Петра I и кончая «перестроечными» потугами, были обречены на провал и действительно провалились. Модернизация требует личности, требует не репрессии, а поощрения – как символического, так и материального. Конечно, у нас это тоже немножко есть, но то, как система тормозит при попытках ее хоть немного реформировать, свидетельствует, что объект модернизации у нас как бы отсутствует, ибо такая культура нам досталась от предков. И как выйти из этого замкнутого круга, непонятно.
все культуры рождаются и рано или поздно умирают. Особенно, если они никак не могут вписаться в процесс создания современного общества. Как сказал по другому поводу поэт, взгляд, конечно, варварский, но верный. Варварский – не потому, что архаический, а как раз наоборот, но приговор от этого не становится менее беспощадным. Или русская культура изменится и перестанет быть основанной на репрессии (что вряд ли), или – прости-прощай – на нашей земле будут жить новые и удивительные люди, плохо помнящие, что такое тройка Гоголя и народ-богоносец Достоевского.
не питает особых надежд на наше поколение и смотря на него с лермонтовской печалью
норыч, так вы и есть тот самый михаил берг?
Подумал. А по Кротову, внутренним эмигрантом был и Гитлер, пока не пришел к власти.
Причина, конечно - дикость... Но , может быть, мы просто еще не доросли до цивилизации? Мне кажется, надо просто научиться учиться, не кричать, что все плохо, все хорошо, все враги, давайте продадимся и т.д., а действительно начать думать и признавая свои ошибки, стараться действием их исправить.
А вообще, все мы эмигранты внутренние, иначе как жить. Просто иногда, а лучше почаще, надо вылазить из своего панциря.
Если не ошибаюсь, это несколько запоздалая реакция на мое мнение "Внутренняя эмиграция".
Впечатляет, прежде всего глухота. Желание высказаться, прокричать что-то свое, мешает понять, о чем, собственно, у меня шла речь.
Попробую еще раз для особо одаренных.
Смысл жизни человека не в том, чтобы участвовать с утра до вечера в очередной революции. Речь у меня шла даже не о том, чтобы быть лояльным власти, а в том, чтобы стать человеком. Святые отцы говорилои по этому поводу "спасись сам и вокруг спасутся тысячи". Попробую более понятно высказать.
- Научиться, в том числе и чрез молитву, любовь, пребыванию в богообщении. И тогда тебе откроется, кто ты, зачем живешь.
- Научиться любить ближних, быть полезным для них.
- Научиться воспринимать красоту этого мира. Стать ее частью.
- Научиться быть полезным для своего народа, вне политики, то есть стать хорошим агрономом, инженером, военным и так далее.
- Научиться быть милосердным, честным, умным человеком.
Посмотрите, вот советский кинематограф, десяток другой гениальных картин, далеко за сотню очень талантливых. Вместо того, чтобы заниматься политикой, люди стали интересоваться друг другом. И родился потрясающий, на мой взгляд вообще лучший кинематограф. Столько в нем было глубины, чуткости, тонкости, столь много он давал сердцу. С литературой такая же ситуация. С тех пор как Валентин Распутин ушел в политику он не написал ничего. Носится, суетится, спасает - в общем занимается страшной суетой и ерундой.
Это в общих чертах, наспех изложенное. Реакция Кротова, этот наскок, в этом смысле напоминает историю: "Революционерка Мария Эссен описывает прогулку с Лениным в горах Швейцарии. Они на вершине — Ленин и молодая женщина. «Ландшафт беспредельный, нестерпимо ярко сияет снег... я настраиваюсь на высокий стиль... уже готова декламировать Шекспира, Байрона. Смотрю на Владимира Ильича — он сидит, крепко задумавшись. И вдруг выпаливает: «А все-таки здорово гадят нам меньшевики!»"
Вот из этого и рождается ужас. А внутренняя эмиграция - вовсе не аполитична, вот чего не понял Кротов, это не соглашательство, не лояльность, не бегство. Это отказ участвовать в ярмарке тщеславия, иметь вечно горящую голову, отказ в пользу того, чтобы творить Жизнь. Это ясное осознание, что мы не от мира сего, и чем яснее это сознание, тем более мы этот мир меняем.
Дело, еще раз повторю, не в лояльности или ее отстуствии. Вспоминается эпизод из Солженицина. Военная часть РККА отказалась стрелять в крестьян. В полном составе, дисциплировано ушла в лагерь. Вот для меня образец поведения. Не лояльность, не опозиционность, а следование высшему долгу.
"Просто жить ― открыто в закрытом, по-граждански в эмигрантском, по-человечески в античеловечном".
Вот с этим я могу согласиться, за исключением "по-граждански в эмигрантском" - просто по-граждански, не надо переиначивать мои слова о внутренней эмиграции, в которые я вкладывал абсолютно другой смысл.
Боюсь Вас разочаровать, Владимир, но Вы, к сожалению, попали пальцем в небо. Не поверите - отец Яков и не думал полемизировать с Вами. Он просто не догадывался о существовании публициста по фамилии Григорян
Я тоже боюсь вас разочаровать, Олег, но мне безразлично знаете ли вы с Кротовым обо мне или нет. Вы не очень инетересные люди, прямо скажу, скушные. Мне были интересны многие и многие дети, старушки, мужики, дамы - в них была жизнь, внутренняя жизнь, которой я вас давно устал ждать хотя бы слабого проблеска. Мне кстати, инетресен дедушка Кротова - он был большевиком, но что-то в нем было. Человеческое, самобытное, искреннее.
Внуку, к сожалению, ничего не перепало. В этом причина вашего с ним провокатарства. Сами по себе вы мало что предстпавляете, и привлечь внимание способны лишь не очень хорошими способами.
Олег, Вы ошибаетесь. О. Яков читает наш сайт и Владимира Григоряна знает.
А с тобой, Володя я не согласен, ты проявляешь очевидную узость восприятия. Существует такая штука - политическое животное, человек, созданный для занятия политикой. Запрет на реальную политику - удар по его органике или калечащая операция, если он все-таки приспосабливается.
Ты конечно можешь сказать: ну и фиг с ними, болезными. Вот так и получилось, что во главе нашей страны встал параноик Сталин, а не политическое животное - Черчилль. После чего разминирование минных полей живыми людьми стало уже неизбежностью.
Есть и такая штука, как "предпринимательское животное". Это моя отсебятина, но я знаю о чем говорю: в моем роду было с полдюжины таких людей, абсолютно несчастных в условиях совка, но невероятно полезных в нормальной экономике: несостоявшиеся капитаны бизнеса и крупные работодатели. Считалось, что ими тоже можно пренебречь. Это ошибка, Володя, за такие ошибки мы и платим очередными крахами. А ты любишь потом изображать это, как чей-то умысел или предательство.
Леня, я редко говорил об умысле, а о предательстве настолько редко, что даже не припомню, когда в последний раз. Я говорил о глупости в основном. Да, я понимаю, что есть политические животные, но не в курсе, что им что-то перекрыли. Им, наоборот, невольно создали замечательные условия. Вместо того, чтобы надувать щеки в думе и компасировать мозги людям по ТВ - пожалуйста - завоевывайте реальное доверие людей в реальной жизни. В 93-м защитники БД проиграли потому что их неудержимо понесло на Останкино, где не было даже приемо-передающей аппаратуры. И сейчас политические животные водят какой-то свой детский хоровод вокруг Останкино, условно говоря. Если завтра власть запретит оппозиции ходить в обдристаных штанишках с помочами, послезавтра она выйдет именно в таких штанишках и именно в таком состоянии. Оппозиционность превратилась в условный рефлекс, подавляющий работу мозга.
Понимаешь, я уже говорил сто раз. Главное не наверху, главное завоевать доверие внизу. Вот с этого начинается реальная политика. Впрочем, нет, не с этого. С того, что ты внимательно выслушиваешь людей, и пытаешься их понять. И единственный путь к этому .... внутренняя эмиграция. Абстрагирование от суеты, мельтешения, кумиров и идолов, пусть даже трижды либеральнейших.
не компасировать, а компостировать
Классический принцип гласит, что рыба - не самый лучший учитель по ихтиологии, а ангел по теологии.
Здесь и "зеркало" имеется:
"ангелы" плавать не научат, утопнешь с вами в сермяжной действительности,
а с ихтиусами летать никак не можно... жидовины и ПОПы что гири тянут.
Помимо "таких штук", как одноклеточные "политические животные" и "предпринимательские животные" существуют более сложные системы (о "глобальном стокгольмском синдроме" тихо помолчу)), двойному мед-ведающему у Мазоха и Фрейда зачтется).
Возможно на сайте (или ошибаюсь) всречалась притча про Сокола и Крысу, борющихся в человеке.
Этот уровень понимания (обережно-тотемный)первичен и есть у каждого.
Порой крыса побеждает... и разборки переходят на внешний уровень, на окружение, на социум.
Стаи крыс действуют организованно за сферы влияния.
Соколы в "Красной книге" и обитают уединенно.
�����
Возможно на сайте (или ошибаюсь) всречалась притча про Сокола и Крысу, борющихся в человеке.
----------------------------------------------------
А пересказать сказочку можно?)
"не компасировать, а компостировать"
- Владимир, спасибо! Это лучшая шутка с утра!..
Возможно,
что первое от "компас", а второе от "компост".
Тогда все правильно)),
забавная оговорочка про масмедийных "штурманов".
КОМПОСТИРОВАТЬ, рую, руешь; несов., кого (или КОМПОСТИРОВАТЬ МОЗГИ кому). Внушать что л. кому л.; надоедать, приставать, домогаться; лгать … Словарь русского арго
Владимир, не умничай, это знают все по ср.шк.
(см.х\ф "Талантливый мистер Рипли").
Как говорит один мой приятель,
Орич, не говори красиво, а по сути.