Согласна с высказанным уже здесь мнением, что слишком много еврейской темы стало. Перебор, господа модераторы, журналисты, философы и иные мыслящие люди! Убедили простых посетителей сайта, что вы образованны, начитанны, сведущи в историях разных времён и народов, умеете любую тему развернуть в околонаучную дискуссию. Хотя по числу откликов еврейская тема стала лидирующей, по числу участников, думаю, это далеко не так. Предлагаю время от времени приземляться на землю не обетованную, на коми почву.
И в связи с этим желаю поделиться своими очередными впечатлениями о конференции коми народа. На этот раз ухтинской. Она состоялась 27 ноября сего года. Ухтинские коми – это своего рода феномен в национальном движении: двадцать лет прошло со времени основания организации, а боевитость свою, политичность они сохранили (в отличие от всего движения «Коми войтыр», потерявшего многие свои позиции по причине своей соглашательности и уступчивости. Здесь я не кого-то упрекаю, а себя прежде всего, поскольку и у меня «кишка тонка» оказалась). Чтобы не писать отсебятину, приведу, с согласия автора, часть доклада Н.М.Ярапова, одного из основателей «Коми котыра» в Ухте и его бессменного лидера.
«В 90-е годы активисты нашего движения достаточно дружно работали в политической жизни города и республики, особенно в демократических выборных компаниях. И это давало свои результаты. В Верховном Совете РК работал Шулепов И.П. В совет города Ухты неоднократно депутатами избирались Третьяков М.В., Торлопов В.П., Филиппова Т.А., Спиридонова А.А., Ярапов Н.М. Через наших депутатов решались многие наболевшие проблемы, которые поднимались на городских конференциях коми народа.
Нами были инициированы и подготовлены проекты законов Республики Коми:
- О фонде будущих поколений;
- О двухпалатной системе Государственного Совета Республики;
- О государственных языках;
- ряд других законодательных инициатив.
В их подготовке активно работали Калинин Б.И., Леканов Э.В., Шулепов И.П.
По некоторым проблемам финно-угорских народов России, в частности коми, а также о необходимости претворения в жизнь в России «Декларации прав коренных народов», принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года, с предложением о внесении дополнений в Конституцию РФ и принятием новых федеральных законов, наш активист Третьяков М.В. письменно обращался в Госдуму РФ. Он получил ответ от председателя комитета по делам национальностей Госдумы РФ Купцова В.А. следующего содержания: «(цитата)…поднимаемые Вами вопросы, касающиеся проблем народа коми и всех финно-угорских народов, безусловно, являются актуальными и Комитетом тщательным образом были изучены. Уверяю Вас, что эти важные и непростые вопросы постоянно находятся в поле зрения Комитета по делам национальностей Госдумы. Ваши предложения будут учтены и использованы в дальнейшей работе Комитета».
В какой-то степени нас должен обнадеживать такой ответ и такое понимание наших проблем. К сожалению, подобного понимания нет со стороны руководства республики.
Об этом говорят не только постоянно подымаемые нами серьезные проблемы, но в частности и вот такой ответ от Минприроды Республики Коми на обращения Ухтинского отделения Комитета «За спасение Печоры» о необходимости создания особо охраняемой природной территории на Ижмо-Вычегодско-Мылвинском водоразделе: (цитата)«…в отношении поднимаемого в Вашем письме вопроса о создании ООПТ, как традиционного природопользования коренных жителей… жители Ухтинского района не попадают под действие ФЗ от 30.04.1999 №28-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» и имеют те же права и возможности, что и остальные жители республики и РФ…
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 34.03.2000 №255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Р.Ф.» на территории Республики Коми к коренным малочисленным народам отнесены: «ханты, манси и ненцы…». Вот и приехали. Получается, мы коми – не коренной народ и, вообще, как народ для Правительства мы не существуем. Абсурд. Поэтому, опираясь на «Декларацию ООН о правах коренных народов» от 13.09.2007 и другие международные акты по правам Человека и по правам народов, нам от имени Конференции следует обратиться в исполком съезда коми народа, Главе Республики Коми, к Президенту и Федеральное собрание РФ о необходимости юридического оформления в Конституциях РФ и субъектов понятия «коренной народ» по международным нормам и реализации в жизнь следующих государственных структурных изменений:
– Совет Федерации должен быть построен по принципу ООН: «один народ – один голос»;
– в Правительстве, Государственной Думе РФ, в государственных и муниципальных органах субъектов федерации должны быть Министерства, Департаменты, Комитеты, отделы по решению проблем коренных народов;
– для коренных народов, не по своей воле оказавшиеся на своей родине в численном меньшинстве, во все выборные органы должна быть введена определенная квота или же законодательные и представительные органы сделать двухпалатными, одна палата должна быть из представителей коренного народа субъекта. Если же эти требования не будут выполняться, то Исполком коми народа должен готовить документ об обращении в международный суд о нарушениях в РФ прав человека и прав коренных народов.
Значительное внимание на конференциях уделялось социально-экономическому бедственному положению сельского населения. Особенно это усугубилось после ликвидации объединением «Коминефть» бывших совхозов «Ухта» и «Изваильский» и созданием на их базе ООО с сохранением названий совхозов. При этом основные фонды (машины и механизмы, скот) были переданы ООО, а сельское население, где в основном проживает коми народ, преступно оставили без материально-технической базы. Президиумом городского общества «Коми котыр» в решение этого вопроса было приложено немало сил, вплоть до обращения к Главе республики, однако вопрос сохранения коллективного производства на селе так и не решили.
Проблемы, которые поднимали делегаты на конференциях и съездах коми народа по социально-экономическим и экологическим вопросам в течение последних 20 лет, остались в основном нерешенными, а часть проблем еще более усугубились, в том числе:
1) Среда обитанияжителей коми сел и деревень практически стала ограниченной границами населенного пункта, что не дает возможность возобновить занятия традиционными формами природопользования и в частности, охотой и рыбалкой.
По этой же причине значительно усугубились проблемы заготовки древесины как на строительство жилья, хлева, бань и т.п., так и на дрова, а обещание газификации сел и деревень остаются на бумаге.
2) Безработица и низкий жизненный уровень сельских населенных пунктов зашкаливают все допустимые нормы и как следствие - рост деградации людей, пьянство, высокая смертность, суициды.
3) Дорожные проблемы. В прежние годы с Кедвы умудрялись ездить в Ухту через Керки. В настоящее время на неофициальной трассе часть мостов стала непроезжей, а плата через р. Айюва в Керках только в одну сторону составляет 500 руб., при ширине реки около 10 м. Могут сказать, что в Кедву дороги никогда не было. Да, но при этом туда ежедневно летал АН-2, а при необходимости – несколько раз, а некоторые без проблем подымались в Ухту на лодках. Сегодня таких желающих из-за дороговизны бензина, лодочных моторов и требований регистрации лодок – нет. Регистрация лодки, получение прав на вождение лодок требует от сельчанина более 3 тысяч рублей, что не «по зубам» большинству. Само требование регистрации самодельных лодок и получение прав на вождение лодок в наших условиях нелепость, ущемляющее права коренных людей, привыкших столетиями на самодельных лодках и парусниках передвигаться по бескрайним просторам Севера. Вполне справедливы их вопросы: «почему это требуют с нас, ведь лесные реки и р. Ижма на территории МОГО «Ухта» не судоходные и на них нет никаких знаков навигации? Были б знаки – вопросов бы не было. Эта боль одинакова для большинства деревенских жителей республики, и вопрос этот должен быть решен на уровне правительства и Госсовета РК.
Существующее вертолетное сообщение не в полной мере решает транспортные проблемы.
4) Возникают проблемы с лекарственное обеспечение населения посёлков. Если до 1 ноября 2010 года оно осуществлялось путём договора-поставки между ГУП «Государственные аптеки РК» и работниками ФАПов и амбулаторий. То в связи со вступлением в силу федерального закона № 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. этот порядок был приостановлен и весь товар возвращен в аптеку. ГУП «Государственные аптеки РК» приняло решение о закрытии аптечных пунктов в посёлках.
5) Предстоящая автономизация учебных, культурных, медицинских учреждений еще более усугубят состояние дел по всем этим отраслям и особенно больно отразятся опять же на сельских жителях, особенно молодежи.
5) Не организована и не видно никакой организации по закупке у сельских жителей по выгодным для них условиям сельхозпродуктов и лесных даров.
6) Не проведен мониторинг влияния отходов ракетного топлива от запуска ракет с космодрома Плесецк на определенной территории Республики, в т.ч. территории МОГО «Ухта».
7) В течение нескольких лет Ухтинское общество «Коми котыр» и региональная организация «За спасение Печоры» вели работу о недопустимости строительства глиноземного завода возле пос. Керки Сосногорского района. Сейчас вновь официально заявлено об этом строительстве. Поэтому мы вновь требуем не допустить строительство глиноземного завода возле поселка Керки в связи ожидаемым значительным ухудшением экологического состояния р. Ижма и Ухта - Сосногорского промузла даже без учета возможных аварий, как это недавно случилось в Венгрии, и предлагаем строительство этого завода возле Чинья-Ворыка с условием размещения шламохранилища в районе ближайших разработанных карьеров боксита.
8) Летом текущего года в с. Кедвавом был падеж скота, чем был нанесен непоправимый ущерб многим жителям Кедвы, содержащих коров и лошадей. Ветеринарные службы Ухты и республики достаточно много работы провели по выявлению причин падежа скота и установили, что падеж имел место от поедания скотом растений, содержащих высокое содержание алкалоидных веществ. Вроде бы правильно, но почему такое не было ранее за всю историю Кедвы и не было в соседних населенных пунктах? Такой вопрос возникает у многих в Кедве, и мы согласны с таким вопросом».
Это только часть доклада. Но и из этой части я хочу выделить один тезис: в правовой системе Российской Федерации напрочь отсутствуют какие-либо нормы в отношении коллективных прав народов, за исключением коренных малочисленных (менее 50 тысяч)народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. То, что права человека стали активно защищаться (столь же активно, как и нарушаться), с привлечением внимания международного сообщества, – это, безусловно, большое достижение нашего времени (был соблазн написать «демократии», но, боюсь, что демократия в России к этому отношения не имеет. Или имеет?). А вот права народов, предусмотренные многими международными документами, у нас упорно замалчиваются, даже как просто тема для обсуждения в обществе. Хотя бы юридическое определение коренного народа дали, чтобы граждане не боялись, что за этим понятием обязательно вылезет «какой-нибудь национализм». К слову, в отношении национализма я придерживаюсь Бердяевского понимания этого общественного явления как полезного и нужного для сохранения народа.
Что мы имеем в результате этого безобразного игнорирования коллективных прав народов в России? Один лишь пример. «Коренные малочисленные» ненцы, ханты и манси в соседних регионах получают весьма существенные дотации на каждую оленью голову, если они оленеводы, право на нетронутые родовые охотничьи угодья, если они охотники, бесплатное образование и летний отдых детей, если они родители, и т.д. Если добывающие компании затрагивают территории их традиционного природопользования, то будьте добры, компенсируйте! Вот и наши некоторые коми-ижемцы захотели тоже получать эти преференции: чем мы хуже ненцев? Во время переписи записались как новый народ «изьватас». Наверняка их будет меньше 50 тысяч, получат желанный статус и заживут припеваючи! И покатится по России волна дробления наров на народики…
Почему всё так с ног на голову? Ведь законы пишутся под народы, для обеспечения их неотъемлемых прав, как в конституциях всех государств записано. А не народы подстраиваются под законы! И не формируются по заказу государства, а тысячелетиями лепятся, сами!
не нужны...
если бы желтая пресса и правозащитники не раздували эту хрень, то все жили бы долго и счастливо....и без вооруженного противостояния
России не нужны не только коренные малочисленные (и более, чем малочисленные) народы - вообще достаточно миллионов 50 для обслуживания "трубы". Как сказала М.Тэтчер. "Трубы" на Запад, ибо Западу от России по-прежнему нужно только дешевое сырье, не отягощенное дополнительными выплатами аборигенам-оленеводам. Так что думайте, господа! Все ваши потуги на улучшение ситуации в России Западу не нужны. Нужен лишь сырьевой бантустан. Собственно, Россия уже и есть тот самый бантустан. Только еще с ядерными ракетами, которые произвели при Советах. Потому с ней еще немного цацкаются. Проржавеют ракеты (или сделают Штаты космическое ПРО с лазерами-шмазерами) - и Россию даже с колен опустят куда-то еще ниже...
P.S. Для Марии Кузьбожевой. Льготы пока имеют коренные МАЛОЧИСЛЕННЫЕ народы - до 50 тысяч человек. Коми к ним пока не относятся. Но, думается, скоро войдут в это число. правда, тогда уже всякие льготы для КМНС отменят.
Колониальная система, существующая в России на протяжении нескольких столетий, всегда мешала народам жить и развиваться. Хотя многие общности образовывались и консолидировались даже в условиях тираний, даже получали государственность. В том числе и коми. Другое дело, статус формальный.
России, во всяком случае, ее правящему, авторитарному режиму коренные народы не нужны. Потому что апологеты "единой и неделимой" рассматривают их как источник сепаратизма. Рассуждают так: в США нет национальных образований, и нам бы так же. И стремятся на американский манер устроить "плавильный котел" народов, этносов и народностей. И даже авторы программы "300 шагов" демократического движения "Солидарность", членом которого я являюсь, подвержены этому же стереотипу, в документе нет не то что пункта, а даже упоминания, что существуют народы России и их языки, не говоря уж о том, что должны быть защищены. Хотя текст очень подробен применительно к другим аспектам жизни. Люди, живущие в центре, не всегда понимают окраины.
Борьбы за преференции в условиях колониализма, может быть, единственный способ выжить. Осуждать за это ни демонизировать не следует. Бороться нужно с системой, а не друг с другом на радость системе.
Когда-то Борис Ельцин спас Россию от распада, бросив лозунг: берите суверенитет, сколько можете проглотить. Это если с головы на ноги.
Если у нас стремятся на американский манер устроить плавильный котёл народов, этносов и народностей, то почему бы не воспользоваться опытом американских правозащитных общественно-политических организаций? Таких, как Антидиффамационная лига, Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения, Американский центр закона и правосудия. Самое впечатляющее в их деятельности - это конкретность: за любым нарушением закона, неисполнением закона в области защищаемых этими организациями прав следует немедленная реакция (акции протеста, судебные процессы и т.д.).
Юрий, вероятно Вы мой пост не прочитали, а так, только первый отклик на него. Длинноват текст для Вас, видимо.
К чёрт льготы. Прошу ответить себе на ряд вопросов о последнем 10 летии.
1. Сколько домов газофицировано в коми сёлах.
2. Сколько км дорог построено между сёлами.
3. Сколько кв.м. жилья построено для сельских специалистов (врачи, учителя ...)
4. Насколько чиновников возрасло на одного работника.
Почему вы, приближенная к власти, не ставите вопросы и требуете ответы от неё.
Конечно Единая Россия перед выборами вам пообещает всё ... А слабо выступить на юбилейном собрании сказать эти требования перед Кайзером земли Коми (или ханом или каном). Просто вы и так хорошо сидите там в Сыктывкаре. Приезжайте в Сторожевск на открытие детского центра (Ангел вас уже наверно пригласил) послушайте какие оды будет петь местная элита.
Надо завязывать с этой халявой, с льготами. А то архангельские поморы совсем оборзели, требуют дополнительных квот на вылов семги, а сами удочку в пьяных руках не удержат
Да, льготы коренным народностям убирать однозначно надо
тем, что я, оказывается, приближённая к власти. А-а, поняла в чём дело: я раз в неделю, по понедельникам, с утра, бываю в ЖД- там в подвале есть парикмахерская, а в той парикмахерской мой любимый мастер, которому я не изменяю уже более 10 лет.
Да , М. Кузьбожева не входит в список людей, поздравляемых с 2011 г. от имени Главы РК .
Значит - не "приближенная" ))))
смешнее документов,чем бланки переписчиков я не видел..одно дело русские или немцы,но когда коми народ начинают делить на ижемцев,зырян,пермяков,а русский вообще на сотни всяких поморов,казаков и прочих это совсем смешное явление..может,для каждой такой народности создадим отдельную республику?
России нужны все народы.И большие и малые.Но привилегий не должен иметь никто.Для всех должны быть общие законы и правила игры.Все остальное от лукавого.
ВОТ )))
Хорошая статья, но ,к сожалению, не предложен алгоритм действий для решения изложенных в статье проблем.
На Аляске (штат США) с 1975 года существует Постоянный Фонд Аляски. Этот Фонд аккумулирует одну треть доходов от добычи нефти на территории штата Аляска (1/3 доходов идет нефтедобывающим компаниям, 1/3 - федеральному правительству США). Этим Фондом управляет всего два человека! Средства Фонда ежегодно наращиваются как минимум на уровень инфляции. На средства Фонда куплены акции различных фирм. Ежегодно подсчитывается доход от акций и распределяется поровну между всеми "коренными" жителями штата Аляска, включая новорожденных. Коренным считается любой гражданин, родившийся в штате Аляска. Каждый "коренной" житель Аляски, независимо от национальности, ежегодно получает из Постоянного Фонда Аляски на свой именной счет (счета оформляются и на детей, которыми управляют их родители) около 35 тыс. долларов (данные по состоянию на середину 90-х годов)!
Этот пример показывает, что понятие "коренной народ" продуктивно может работать тогда, когда существует Федеральный Закон, защищающий права регионов по справедливому распределению доходов от добычи полезных ископаемых на их территории. В России этот показатель природной ренты, остающейся на долю регионов, составляет не более 7 процентов, вместо полагающейся одной трети (да и то этими процентами в основном распоряжается властная элита региона, а не сами граждане).
Нужно придать термину "коренные народы" новое содержание. Предлагаем считать "коренными" по отношению к тому или иному субъекту Федерации ВСЕХ граждан, кто родился в данном субъекте (независимо от национальности). И природную ренту от добычи полезных ископаемых распределять как в США - одна треть остается на месте. Вот тогда все жители Коми республики поддержат законодательную инициативу по принятию Федерального Закона наподобие США.
Это лучший способ борьбы с колониальной системой по эксплуатации природных богатств, сложившейся в России. И это лучший способ помочь сохранению "коренного народа".
Приведённый Вами пример с Постоянным Фондом Аляски очень интересен, да и с Вашим предложением по поводу более справедливого распределения природной ренты я полностью согласен. Вопрос только один: как всё это можно реализовать? То есть, что нужно конкретно сделать мне, Вам, кому-нибудь ещё, чтобы всем нам оставалась причитающаяся нам 1/3 доходов от добычи полезных ископаемых вместо сегодняшних 7 процентов?
Приведу пример. Мы с друзьями в августе этого года организовали Клуб коми языка. Сразу же условились, что на каждого из нас будет возложено решение одной или нескольких конкретных задач в конкретный срок, при этом каждый из нас по мере своих сил и возможностей помогает другим в решении их задач. На мне - реализация ст. 25 Закона РК "О государственных языках Республики Коми" в течении года (сентябрь 2010 - август 2011). На сегодняшний день написал несколько десятков жалоб на неисполнение ст. 25 вышеуказанного закона различными государственными и муниципальными учреждениями, по отрицательным ответам написал жалобы в Администрацию Президента РФ. Результат на 1.12.2010: 6 гос. организаций сменили вывески со своим наименованием, оформленные на русском языке, на вывески, оформленные на обоих государственных языках нашей республики - русском и коми; ещё 10 намерены это сделать до конца 1 квартала 2011 года. Всё, что сделал я, всё, что сделали другие члены нашего организации, это очень мало, это капля в море. Но, как говорится: "Ичöт эськö ва войт, да из писькöдö". Приведённым примером я хочу лишь подчеркнуть, что для достижения конкретных целей необходимо выполнение конкретных действий.
Марья ты с нами или в сарапане выплясывать перед грабителями коми му
Почему-то все ополчились на льготы. Необходим подход в зависимости от условий существования. В нормальных демократических и что очень важно национальных государствах льгот не бывает по признаку этнической принадлежности. Потому что все население образовывает НАЦИЮ. Если бы Республика Коми была реально самостоятельна и была национальным образованием, то какие-либо льготы этносам или субэтносам были бы неразумными. Но политика России в отношении народов вынуждает людей что-то просить, клянчить.
"На Аляске (штат США) с 1975 года существует Постоянный Фонд Аляски".
-В регионах, где есть национальная политика, есть и нефтяные фонды будущих поколений. В Тюмени, например
Понять не могу, объясните.... зачем это нужно.... Я поскребу себя, из древнейшей коми фамилии, Холоповы (может слышали).... Я Русский... Кстати, исследования генофонда говорят, что коми и русские, ближе по родству чем русские и другие славяне... Зачем Вам это?. Живет своей жизнью коми народ, и говорит на языке какой ему люб, русский или коми.... Кто ему Катынь закатывал? Был в дремучих деревнях, на русскоязычных, как на гоев смотрят.... Был кстати однажды у свои сородичей-коми... Не понимаю язык... лопочут по своему и на меня как урода смотрят... Должно быть многообразие, богатство культур вы говорите... Да не так.... Пусть себе коми культура свою жизнеспособность сама докажет.... А сваливать на власть... Сами знаете...
Холоповы- не коми фамилия.
Может быть... спеси во мне нет.... Один мой дед сидел здесь.... В Гулаге... второй дед, нашел здесь зырянку.Холопову.. и охранял Воркуталаг... я не здешний?
Сам по себе вопрос не корректный. Россия состоит из множества народов. Больших и малых. Взлеты и падения страны переживают все одинаково. Естественно каждый народ важен и нужен. Понятно что в каждом народе есть хитромудрые представители, которые эксплуатируя национальную тему прежде всего добиваются льгот и преференций для себя хороших, а на народ в конечном итоге им начихать........
Жаль что у Коми народа нет "хитромудрых" представителей они бы не допустили такой грабёж своего народа у которого самые богатые недра и самые бедные жители на своей земле . А льготы народы коми должны получать в суровых условиях нашей Республики и нечего сравнивать или уравнивать к остальным народам РФ. Власть имущие испоганили экологию вырубают остатки драгоценного леса, водные артерии испоганены всю территорию залили нефтью и вместо воздуха газом дышат! Лет эдак через 50 народ станет мутантом ( хотя сейчос он уже считается рудиментом русского человека.) А насчёт фамилий - Коми стали получать фамилии от русских попов, вот и получалиь то Холоповы то с переведёнными на коми язык с русского, Ульныровы, Лыюровы и т.д. Жаль что настоящих ЛИДЕРОВ не имют Коми войтыр, глав назначают из кремля. При становлении страны Советов очень много было лидеров но часть из них угробили в застенках НКВД и в гулагах а часть погибли за родину за сталина в той фашистской войне!!!