Суровый климат и разруха ставят под угрозу существование форпоста России на Севере. Вместо того чтобы сообщить это Путину, губернатор Архангельской области Илья Михальчук (на видео) неуклюже пытается "впарить" премьеру что-то невнятное про картон...
Только что вернулся из Архангельска. Впечатлений масса. Причем, разных. Удивительно прекрасные и гостеприимные люди живут на севере. Настоящие оптимисты. И как они переносят этот суровый климат?! Северяне шутят, что у них в отличие от всех две зимы - белая и зеленая, а Ломоносов убежал не учиться, а греться. Мой же Ломоносов, изображенный на подаренной картине, добирался до Москвы уже самолетом, а не пешком, как однажды. Эх, если бы он был один такой...
Короче, пока мы тут в Москве обсуждаем застой в политике и рассуждаем о проблемах демократии - в регионах происходит полный абзац. Хотелось написать другое слово.
Молодежь бежит с Севера
А теперь самое печальное и тревожное. Ежегодно более 5 тысяч человек (в основном молодежь) бегут вслед за Ломоносовым. Кто в Москву, кто в Питер, кто куда. Почти никто из выпускников местных вузов не задерживается в Архангельске. И дело не только в климате. Бедный регион, где средняя зарплата около 10-12 тысяч, не дает им никаких шансов остаться.
Кстати, большинство студентов, с кем я встречался, хорошо образованы и прекрасно информированы. Мне не пришлось объяснять им, что такое твиттер и парламентская республика. И про застой в политике, и про речь Парфенова они все знают. Такие ребята достойны хорошей работы и зарплаты. И вряд ли их что-то там удержит, увы.
Таксист, который вез меня в аэропорт, уверял, что средняя зарплата еще ниже. Люди рады даже 7-8 тысяч в месяц. Те, кто хочет большего, уезжают в города побогаче. "Я бы и сам уехал, но жена не хочет", - жаловался он. "Еще с нас по 30 тысяч собирают на ремонт домов. Смотри, какие они, после войны построенные. Это ты еще в пригородах не был, там вообще жуть!"
Это, правда, жуть, 19 век. Вылизан только центр. А так чуть ли не половина домов - деревянные, часть покосившиеся. Есть и без окон, без дверей. Отопление в них печное. В подобных домах живет треть жителей города. И это столица субъекта. О районах и пригородах вообще не говорю. Видел дом, который круче Пизанской башни. Чтобы он не завалился, его подперли бревнами. И там живут люди!
Северные леса высыхают
Вся область держится преимущественно на лесной промышленности. Лес рубится как попало. Без всякой системы. Тем не менее его много. Казалось, живи себе, руби и радуйся. Но, вдруг, однажды он начал высыхать. Говорят, ученые до сих пор не могут объяснить этот феномен. По крайней мере я слышал разные версии. Фонд дикой природы и Евросоюз забили тревогу. Экосистема Европы зависит от нашего леса. Экологи стали требовать остановить вырубку. Но как жить региону дальше?!
"Без лесной промышленности нам конец", - признался один из местных политиков. "Все просто уедут отсюда. Или нам должны что-то дать взамен. Ведь наша миссия - населять северные территории. Это вопрос национальной безопасности".