Как всегда блестящий материал отца Глеба напомнил мне печальную песенку Булата Окуджавы о кабинетах друзей - помните: «города моей страны все в леса одеты, звук пилы и топора трудно заглушить – может это для друзей строят кабинеты? Вот построят, и тогда станет легче жить»? Увы, чем дальше, тем безнадежнее и горше ирония Поэта – нам эти «кабинеты» могут лишь сниться: все мы, помянутые Офелией и держащиеся за руки, из последних сил пытаемся докричаться до страны, щедрой лишь на бубновые тузы. Товарищи наши – в бараках и хамсудах, лавочка закрыта на переучет – да так, что похоже и впрямь «воскресенья не будет». Отец Глеб очень хорошо понимает это, равно как и то, что долг священника и русского интеллигента диктует ему вопиять о Боге и свободе по последнего издыхания, пока наша баржа, опутанная спиралью Бруно, окончательно не скроется под водой.
В одной из статей о. Александр Мень вспоминает, как в результате несчастного случая на уроке физкультуры погиб его одноклассник. Не отличаясь до того особой идейностью, он, умирая, стал говорить со Сталиным, который пришел взять его к себе: "И в тот момент у меня впервые мелькнула догадка: "Ведь это религия! В душе умирающего нечто высшее, священное приняло облик отца». Как никто другой глубоко отец Александр копнул самую суть печати зла, лежащей на нашей истории, на русском космосе, в котором "отец" всегда был проектом в благое будущее, а воплощенное благо не могло обойтись без питающих его импульсов ненависти, поступающих от «враждебного окружения». Как-то мне один поклонник Иоанна Грозного раскрыл свою «опричную сотериологию» - оказывается, грозный царь был тончайшим эзотериком и, жаря на углях своих подопечных и заживо снимая с них кожу, спасал тем самым их души – мол, смерть от руки священной коровы не хуже Папиной индульгенции отверзает врата в Царствие Божие.
Да, в разные эпохи и в разных государствах «Божье» и «кесарево» вступало в интимную связь. Но только в России от этого союза был рожден Франкенштейн, которого не раздавишь ни предпоследним, ни последним пинком, ни раскатаешь по камешкам, как сделали это умные французы со своей Бастилией. Нам хватило ума и сил в 1991 стащить с пьедестала черного, очень черного субчика с горячими руками и холодным сердцем (или наоборот?) – да и то за деньги, вытащенные из кармана Костей Боровым, пригнавшим подъемный кран.
Пять веков назад, расправившись с христианством, расцвела пышным цветом эта русская религия благословенного палачества, умильного тюрьмославия, увы, переставшего в наши дни быть маргинальным курьезом. Инверсивно ее можно назвать сталинизацией человеческой души изнутри. Вгрызитесь, мои дорогие соотечественники, в слово «Россия» - ни рос, ни сини, мерещившихся когда-то злотокудрому пииту, и в помине не осталось. Зато уж точно почувствуете на языке солоноватый привкус крови, которой явно или подсознательно жаждет каждый, произносящий со сладострастием само имя это (такой же привкус всегда отличал аббревиатуру СССР). То, что не дает уже много веков Евангелию и Просвещению осиять нашу страну – это религиозный этатизм. Пока государство будет восприниматься сакральным катехоном, пока не прекратятся визги о «доминирующей конфессии», пока уста проповедников не станут раскрываться для проповеди слова Божия, а не ради требований новых и новых преференций, высшими традиционными ценностями будут по-прежнему оставаться дыба, плаха и шпицрутен. До тех пор, пока христиане, православные и не только, заговаривая о России, не задумаются хотя бы о возможности вопроса: «А где был Христос? – в союзе с жезлом железным или с каждым из тех, кто был им повержен или раздавлен?», до тех пор, пока будут благословлены русскими молитвами альпеншток и полоний, надежда на духовное возрождение России будет оставаться сродни чаянию воскресения из мертвых куклы, лежащей в Мавзолее. Или ее недолговечного соседа, зарытого неподалеку.
Республика Коми
Религиозный этатизм - главное препятствие для духовного возрождения
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Комментарии (28)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
"Как-то мне один поклонник Иоанна Грозного раскрыл свою «опричную сотериологию» - оказывается, грозный царь был тончайшим эзотериком и, жаря на углях своих подопечных и заживо снимая с них кожу, спасал тем самым их души – мол, смерть от руки священной коровы не хуже Папиной индульгенции отверзает врата в Царствие Божие".
Это как-то подозрительно напоминает ваши недавние взгляды Олег, столь же радикальные, как и нынешние, но выгнутые в другую сторону. Скажите честно, этим "одним поклонником" не были ли случайно вы сами?
Владимир, напомни, пожалуйста. Глеб Якунин до сих пор священник?
Нет, он расстрига, хотя там есть свои хитрости, всякие маленькие истинно-православно-апостольско-автокефальные церкви. Это как у лжеученых, каждый имеет титул академика какой-нибудь итальянской или т.п. Академии, которая при ближайшем изучении оказывается шарашкиной конторой.
Т.е. он отец, но непонятно чей?
Он не священник, преемственности благословения у шарашкиных контор нет.
Это я и хотел подчеркнуть.
Владимир, Вы злобно приследуете Чуба раз за разом. Основной посыл - смена вектора. А Вы не допускаете, что такой молодой и невероятно талантливый человек мог просто перерасти свои воззрения, бывшие скорее всего вызовом и позой совсем еще неоформившегося юноши?
Леонид: "Пять веков назад, расправившись с христианством, расцвела пышным цветом эта русская религия благословенного палачества, умильного тюрьмославия, увы, переставшего в наши дни быть маргинальным курьезом".
Пожелать ли вам Леонид, чтобы этот невероятно талантливый юноша, получив очередной грант, перерос свои нынешние убеждения, являющиеся скорее вызовом и позой вечного юноши, и с той же ненавистью начал нести бред об иудаизме? Нет, не стану желать.
Оспаривать Чуба невозможно, по той же причине, по которой нельзя оспорить выкрики сумасшедшего называющего прохожих мокрожопыми пидорами. Как доказать, что это не так? Справки принести. Так он еще что-нибудь придумает.
Неужели вы всерьез полагаете, что моя претензия к нему заключается в том, что он перерос прежние убеждения? В том то и дело, что ничего он не перерос. И так же как вы, открыв рот, его слушали тогда те, кому он подыгрывал. И мне было жаль этих людей, которые ловятся на подобную ерунду, а при Игоре вам имя Чуба вообще лучше не произносить, хотя он нынешних чубовских опусов к счастью для чуба не читал. Тогдашнего поноса хватило. И мне жаль сейчас вас, как жаль было тех прежних - важно кивавших чубу.
Понимаете дело в том, что я и прежние чубовские убеждения не воспринимал. Думаете, это шутка насчет " не хуже Папиной индульгенции отверзает врата в Царствие Божие". Может конкретно этого не говорил, но что-то в этом духе нес непрерывно с тем же важным видом, что и сейчас. Он ведь сейчас воюет именно С СОБОЙ прежним, в силу юношеского недомыслия полагая, что все православные такие же - с приветом, каким был он недавно.
А завтра с либерализмом начнет воевать, и при этом будет искренне убежден, что все либералы такие же как он - с приветом. Впрочем, думайте что хотите, только дел с ним не имейте, без штанов останетесь.
В данный момент он элементарно использует ваш сайт:
"Чем более замкнута в себе, чем менее интересуется окружающими какая-нибудь общинка, тем громче она указывает на свою верность Меню. Особенно перед иностранными жертвователями - они только Меня из русских современных христиан и знают. Мень оказывается в роли щита, под прикрытием которого ведут самую разную борьбу".
Догадайтесь кто сказал? Кротов за пару лет до ухода из Церкви.
Оппонировать абсолютно нечему, лучше задам три вопроса:
1. Что значит фраза: "...только дел с ним не имейте, без штанов останетесь..." Прелюбопытно, какие штаны Вы имеете ввиду?
2. "...при Игоре вам имя Чуба вообще лучше не произносить, хотя он нынешних чубовских опусов к счастью для чуба не читал..." Чем это Чуб так насолил Игорю, интересно знать? Неужто уже без штанов оставил?
3. "Пожелать ли вам Леонид, чтобы этот невероятно талантливый юноша, получив очередной грант, перерос свои нынешние убеждения". О каком гранте постоянно идет речь? Заранее благодарен.
Зачем же переводить разговор в плоскость «сам дурак»? Можно не соглашаться с Олегом в деталях или по сути, но это не значит, что проблемы не существует.
Но если вы хотите так, то можно и о вас. Не откажу себе в удовольствии процитировать: «…кровавая гебня выкручивает руки Новодворской, выбежавшей на середину Невского проспекта. Мы с водителями находимся во ВНУТРЕННЕЙ ЭМИГРАЦИИ: ВЫГУЛИВАЕМ СОБАК, ЛЮБУЕМСЯ НА ЛЕБЕДЕЙ … ЛЕБЕДИ ИЗ РОЗОВЫХ СТАНОВЯТСЯ БЕЛЫМИ. ТАК ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЗАРЯ» (из вашего эссе о внутренней эмиграции). После чего следует «трогательный», по вашему, видимо, замыслу, пассаж о дочке. Все вместе производит впечатление потрясающей пошлости. И говорить с вами, г-н Григорян, не о чем – вы человек, присвоивший себе маску благородного резонера и пытающийся вести интеллектуальные беседы, но грязно ругающий своих оппонентов (любимые словечки «гадить» и «нагадить») и сводящий свою «эмиграцию» к примитивному равнодушию (как ни относиться к человеку и к его убеждениям, вряд ли можно любоваться чем бы то ни было, глядя как тому выкручивают руки!).
РУКА коровы? ПАПИНА индульгенция? КОПНУТЬ суть печати?
Борис, этот тест я вытащил из комментариев. Написан наспех, не придирайся.
Леонид, я не придираюсь. Мне просто смешно. Кстати, твоя фраза: "...позой совсем еще неоформившегося юноши" - тоже звучит двусмысленно. Но я не придираюсь.
Словосочетания "рука священной коровы", "Папина индульгенция" и "копнуть суть" лежат в пределах стилистического канона эссе и соответствуют всем нормам русской грамматики и лексикологии. Так что защищать нужно не автора, а комментатора, севшего явно не в свои сани
Каков лингвист - таков и канон. Я, наверное, действительно давно не был в России и не застал изменения "канонов", если не понимаю:
1. Какая рука может быть у коровы?
2. Почему индульгенция Папина, а не Папская?
3. Почему "копнуть суть", а не "докопаться до сути"?
Учиться, учиться и еще раз учиться! Вы и впрямь оторвались от живого языка, коль не видите очевидных стилистических ходов. Возвращайтесь на родину, коль так любите ее - тогда и полемизировать о стиле нужда отпадет
Так все-таки "живой язык" или "каноны"?
Уважаемый Олег! Вынужден выставить себя ужасающе тупым и непродвинутым человеком, но хочу знать: где блестит материал отца Глеба? Где он вопиет, сдавливаемый спиралью Бруно и увлекаемый под воду? Где можно насладиться последним воплем этого увлекаемого ко дну исповедника?
"Охоту на пиранью" не пробовали посмотреть?)))
Не вся же церковь - поклонники Иоанна Грозного? Патриарх и синод в пример его не ставят, Вы здесь правы. Наверно, правильно поднимать этот вопрос. Но в церкви 1000-чи других святых.
Глеб Якунин не священник, от лица церкви говорить не может, только общественный деятель.
При всем величайшем уважении к о.Александру Меню нужно показать его отдельные заблуждения. Он уравнивал православие и католичество. Вы как хотите, а церковь не может признавать это правильным.
Государство не настолько сакрально, как церковь. Оно представляет земную власть. Но порученную народом. В канонах церковь это всегда сохраняла, хотя на прктике бывала вынуждена подчиняться, что хотя бы как-то сохранять народ.
А кто у нас доминирует? Может агенты ЦРУ? Вам демократия не нравиться, власть большинства? Вроде бы либеральная ценность? Или у Вас двойные стандарты, как часто на Западе? Или приходите в чужую квартиру к православным и требуете выметаться?
А государство имеет мечь, чтоб пресекать беззакония. Или откроем тюрьмы с убийцами?
Христос был с поверженными, но почему-то римлянам слова не сказал, не защитил порабощенный народ. Т.е. не призывал к борьбе. Но только отразил их негативный смысл в вере:"Кто согрешает, будет тебе как язычник и мытарь".
1. Отец Глеб Якунин не говорит от лица Московской Патриархии и никого не вводит в заблуждение - а вот кто уполномочен говоить от лица Церкви Христовой, простите, решать не Вам и не мне - мандата за подписью апостола Павла пока еще никто не предъявлял
2. Отец Александр никогда не уравнивал православие и католичество - откуда Вы это взяли? У митрополита Снычева?
3.Демократия не тождественна либерализму, и уж тем более не дает она всех прав - например, права отрастить хвост и залезть на дерево, о чем я писал многажды. История с запрещением ношения хиджаба в Европе яркое тому доказательство, и не нужно про двойные стандарты. Демократия - ценность просвещенного, благополучного, персоналистского общества, а не того, которое на свободных выборах может избрать законного дуче
4. И, наконец, по поводу меча - в том-то и дело, что государство этим мечом, вынимаемым без дела, зарубило свое будущее при молчаливом одобрении "агрессивно-послушного большинства" (Ю.Афанасьев). Сегодня беззакония пресекаются в Хамовничесом суде, а народ, как и двадцать столетий назад, требует распятия праведника, отпуская Варрав всех мастей. И Вы хотите, чтобы я поверил в христианство этого народа?
Маразм кретинов от веры всюду: они хотят сделать нас "рабами Божьими". Лично я уважаю и чту Бога, поэтому я его ТОВАРИЩ!
Ради Бога, как хотите. Кто ж Вас заставит, особенно нынче. А я, думаю, с Богом не сравним, бездна греха. Товарищ может что-то взаимоотдавать, не нахожу в себе такого, у Бога все есть, а мое все Его. Но Бог нас делает друзьями, по Его воле.
1. О заблуждении я не говорил, не знаю, не читал. К сведению заметил.
Дерзко скажу, может и выживу, мандат, вообще-то, есть и предъявляется православием в виде объективных разумных доводов, ни кем еще не опровергнутых при всем желании. Только почитать.
2. Взял. По крайней мере на одном из интервью журналистам так высказывался. Точнее не могу
сказать, может найду. И говорят о нем подобное.
3. Все верно, только взглянем глубже.
Демократия - власть народа, считаемая народом
на данный момент наиболее справедливой. Ее
принципами устанавливаются выборы президентов, парламентов и др., референдумы большинством голосов. Также проводятся переписи и для выработки социальной и культурной политики в интересах большинства, соц.опросы, рейтинги. Многое построено на воле большинства, как приоритетной. Так же и за рубежом. Как раз запрещение хиджаба - воля большинства и как раз коренного насселения и
проведена властями твердо. И она четко объяснима и вунужденна, как мера защиты от террористов и ослабления проповеди агресивного фундаментализма. Множество основополагающих примеров и других. В большинстве стран Европы и др. права и даже помощь предоставляются конфессиям по их численности. И даже религиозное обучение в школе, в некоторых и священниками.
-Либерализм включает в себя демократию, являясь более широким понятием. Он, так скажем, плод осмысления мира, вырабатывает законы, формирует общественное мнение, ведет его к ним. Но тут, согласитесь 2 опасности: начать считать народ животными и быдлом и держать в загоне, не просвещая и не помогая им, только наживаясь, что многажды случалось и с капитализмом. Но откуда это благополучие дано, не дар ли, и для чего дано? И даже избрание дуче и гитлера - плод не только
демократии, но и ошибок либерализма. Свидетельство о его истинном лице, стремлении к эгоизму, преобладанию прав сильного. Это реакция на захватническую политику империалистов, грозивщую уничтожением народов, попущенная Богом.
2-ая опасность - общая для всех форм, для сути
человека: потеря истины, здесь выраженая в
превозношении человека. А с какой стати? Слова
"...вы царственное священнство;...боги" с лихвой
компенсируются словами: "покайтесь" и что боги
вы только со мной, Христом, когда любите заповеди мои. Общества просвещенного кем, на основе чего? Относительно массы? Но это мало и не значит еще истиности. Так что важен выбор фундамента, критериев.
4. Нет, в христианство народа поверить невозможно, потому что в это понятие необходимо полагать очень много. Можно верить и даже видеть желание и стремление народа к христианству, и многих праведников и святых из народа - и это много. И ради этого можно работать. И нужно, только правильно, потому что это спросится с нас, кому дано больше. И эта работа постоянная, как воспитание детей. И она
дает плоды, народ в истории возрастал в вере. А
важнее, что мы сами можем возрасти. И ничего,
каждый раз, по примеру Божию, вечно.
«Распни Христа!» — воскликнула толпа,
Из двух Варавва получил свободу,
Разбойник ближе стал тому народу,
Душа которого была слепа.
И не имевшего греха Христа,
Святого, без единого порока,
Того, Кто всем являл любви уроки,
Толпа распяла гневно у креста.
Несправедливость — спутница греха,
Всегда греховность святость ненавидит,
И тот лишь в истине себя увидит,
Чья совесть к Богу вовсе не глуха.
Ведь истина понятна и проста,
Не ищет выгоды и ложной славы,
В неправде избираешь ты Варавву
И предаешь Спасителя Христа?
Церковники балаболя свой бред, имеют одну лишь мысль - БОГАТСТВО И ВЛАСТЬ! Все другое - ОТ ЛУКАВОГО!
Я знал далеко за сотню представителей духовенства. Может и за две. Не считал, но очень много. Власть интересовала двух-трех. Богатство - процентов десять может быть. Плюс-минус. Ну возьмем крайную запредельную цифру, которая моим личным опытом никак не подтверждается... треть. Никак не меньше людей абсолютно бескорыстыных, остальные просто не жадные, и не имеющие никакого инетереса к власти. Свой вывод Геннадий сделал, не зная, возможно, даже одного священника. Он почерпнул свою идею, как мне кажется, из двух источников. Первый "Сказка о Попе и его работнике Балде". Второй... как правило у кого, что болит, тот о том и говорит. Может быть самого Геннадия власть и богатство привлекают чрезмерно, но зуб неймет. Это не утверждение всего лишь предположение. Очень хотелось бы понять, с какой целью он клевещет на русское духовенство.
Генадий, откуда Вы взяли, что это бред, Вы уже доказали? Откуда Вы взяли лукавого, значит что-то уже не бред? И почему многие оставляют богатство и власть ради Христа и саму жизнь? Это, вроде бы, факты, история? Вы знаете историю?