Российское военно-историческое общество (РВИО) начало раскопки в урочище Сандармох в Медвежьегорском районе Карелии. Цель поисков — найти останки советских граждан — узников финских концентрационных лагерей и погибших военнослужащих Красной армии на территории, которая была оккупирована Финляндией в 1941–1944 годах. При этом Сандармох считается одним из крупнейших захоронений жертв политических репрессий в СССР. О начале раскопок 12 августа сообщила пресс-служба РВИО.
Раскопки ведутся по обращению правительства Республики Карелии и при поддержке Министерства обороны России. По информации РВИО, в состав экспедиции входят профессиональные археологи, антропологи и поисковики. Как сообщил руководитель экспедиции Сергей Баринов, поисковики уже в первый день обнаружили останки двух человек, которые могли быть расстреляны из иностранных пистолетов:
— В первый день экспедиции обнаружены останки двух человек. Рядом с ними найдены две гильзы иностранного производства, предположительно от пистолета «Маузер» или «Браунинг», — цитирует Баринова пресс-служба РВИО.
Раскопки проводятся, чтобы подтвердить теорию директора Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета Сергея Веригина, согласно которой на территории урочища могли быть захоронены не только жертвы политических репрессий, а узники финских концентрационных лагерей. Эта гипотеза вызвала споры в научном сообществе Карелии. Часть правозащитников и историков, например открывшая места захоронений на Сандармохе директор петербургского отделения «Мемориала» Ирина Флиге, считает, что эта теория, появившаяся спустя 20 лет после открытия места захоронения, — попытка уменьшить масштабы репрессий СССР против собственных граждан. Противники гипотезы ссылаются на то, что не существует никаких документальных свидетельств, например финских приказов о расстрелах на этих территориях.
Как рассказала Ирина Флиге корреспонденту «7x7», утром 13 августа на место раскопок отправились представители петербургского «Мемориала»:
— Утром туда приехали представители петербургского «Мемориала» Евгения Кулакова и Елена Кондратьина. Они только что доехали до леса и будут информировать по ходу. Мы пока никаких документов не видели, кроме того, что у них на сайте — мы тоже ничего не знаем. Подождем хотя бы полдня, чтобы девушки на месте сориентировались и попробовали узнать о каких-то документах, — рассказала Флиге.
Предыдущая экспедиция была с 25 августа по 5 сентября. Депутат Законодательного собрания Карелии Эмилия Слабунова настаивала, что РВИО провело раскопки незаконно, поскольку у организации не было необходимой лицензии на поисковые работы на территории «памятника истории».
В комментарии «7x7» она сказала, что новые раскопки, по ее мнению, также незаконны:
— Вчера мне с разных сторон стали присылать информацию о начале раскопок, что они якобы согласованы с управлением по охране объектов культурного наследия и цель исследований — поиск захоронений военнослужащих. При этом поиски захоронений военнослужащих регулируются совершенно другим законом — об увековечении памяти военнослужащих. Там другая процедура согласования, ее должно выдавать отнюдь не управление. Нужно сказать, что у Российского военно-исторического общества нет лицензии на работы по сохранению объектов культурного наследия. А так как Сандармох — объект культурного наследия в статусе памятника и это подтверждено самим Министерством культуры в ответ на обращение управления по охране объектов культурного наследия, когда они пытались изменить статус Сандармоха на «достопримечательное место», на памятниках допустим только один тип работ — работы по сохранению объектов культурного наследия — и проводить их может только лицензированная организация. Мы изучили весь федеральный реестр держателей лицензии по такому виду деятельности — нам не удалось обнаружить там РВИО. Это серьезный вопрос о законности.
Эмилия Слабунова обращалась в надзорные органы по поводу законности раскопок, в том числе дважды в Генпрокуратуру, но там не выявили нарушений. Депутат подала жалобу в Тверской районный суд Петрозаводска на бездействие надзорного ведомства. Рассмотрение назначено на 19 сентября.
Аргументы противников теории о "финских расстрелах" — в расследовании «7x7»:
Места массовых захоронений в Сандармохе были открыты в 1997 году сотрудниками петербургского и петрозаводского отделений «Мемориала» при помощи администрации Медвежьегорского района Карелии. Там захоронены около 7000 человек, значительная часть из них идентифицирована — это репрессированные советские граждане. Большой клад в открытие захоронений внес карельский краевед Юрий Дмитриев, которого в 2016 году задержали по подозрению изготовлении детской порнографии, в 2018 году суд его оправдал, но через два месяца Верховный суд Карелии отменил это решение, а СК возбудил новое уголовное дело о «насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетнего».