Приволжский окружной военный суд 7 мая сообщил, что не нашел нарушений в действиях сотрудников Пензенского гарнизонного военного суда и службы судебных приставов, которые не пустили корреспондентов «7х7» на судебный процесс по делу «Сети»* 15 апреля.
На открытом заседании 15 апреля решался вопрос о мере пресечения для семерых обвиняемых. После того, как журналистов и родственников не допустили в зал заседания, они подали шесть жалоб на действия сотрудников суда и судебных приставов. Еще одну жалобу — на ограничение доступа на открытый судебный процесс и воспрепятствование журналисткой деятельности — подала корреспондент «7x7» Екатерина Герасимова.
Как следует из ответа на жалобу «7х7», заседание проводилось в здании Пензенского гарнизонного военного суда в режиме видео-конференц-связи с Приволжским окружным военным судом, в зале судебного заседания присутствовало 17 участников процесса и конвоиры.
«Ввиду этого зал судебного заседания был заполнен и возможности допуска прибывших в судебное заседание родственников обвиняемых и представителей прессы не имелось. Техническими возможностями видеотрансляции судебного заседания Пензенский гарнизонный военный суд не располагает», — пояснил в своем ответе суд. В Приволжском окружном военном суде добавили, что сейчас судебные заседания по делу «Сети»* проходят в Пензенском областном суде, помещение которого «позволяет присутствовать названным лицам».
В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 года №35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» сказано, что проведение открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия в них лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов), не допускается. Таким образом, на суде лежит обязанность обеспечить возможность доступа представителям прессы в открытое судебное заседание.
Родственники обвиняемых — мать Ильи Шакурского Елена Богатова и мать Дмитрия Пчелинцева Светлана Пчелинцева, которых пустили в зал на оглашение приговора, — насчитали в зале не больше десяти человек.
— Но на оглашении не было двух адвокатов. Вначале их было девять, а потом — семь, — уточнила Светлана Пчелинцева.
Дело «Сети»* получило огласку осенью 2017 года, когда сотрудники правоохранительных органов задержали в Пензе и Санкт-Петербурге первых подозреваемых — молодых людей от 22 до 30 лет анархистских и антифашистских взглядов. По версии следствия, они якобы готовили теракты в день выборов президента 18 марта и во время чемпионата мира по футболу в июне-июле 2018 года.
В организации ячейки и участии в ней ФСБ заподозрила Армана Сагынбаева, Дмитрия Пчелинцева, Илью Шакурского, Егора Зорина, Василия Куксова, Андрея Чернова, Игоря Шишкина, Виктора Филинкова, Юлия Бояршинова, Михаила Кулькова и Максима Иванкина. В дальнейшем уголовное преследование в отношении Егора Зорина было прекращено. По мнению родственников других задержанных, он пошел на сделку со следствием и дал «нужные» показания. Большинство остальных задержанных заявляют, что их пытали электрическим током, чтобы добиться признания. В феврале 2019 года фигурантов пензенского дела «Сети»* внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
Родители обвиняемых по делу «Сети»* основали неформальную организацию «Родительская сеть». Они пытаются доказать, что во время следствия к их детям применялись пытки. Интернет-журнал «7x7» рассказал о ней в большом репортаже в августе 2018 года.
*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.