Судебные слушания по делу террористического сообщества «Сеть»*, которые планировалось начать в Пензе 25 апреля, перенесены на 14 мая в связи с неполным составом суда и предстоящими праздниками. О том, кто пришел на первое заседание и что они сказали, — в репортаже «7х7».
«Состав суда у нас не обеспечен»
25 апреля в Пензе прошло выездное заседание Приволжского окружного военного суда, который должен рассмотреть уголовное дело в отношении семи молодых людей в возрасте от 23 до 30 лет, обвиняемых в подготовке государственного переворота.
По версии ФСБ, Илья Шакурский и Дмитрий Пчелинцев организовали террористическое сообщество «Сеть»* с целью устроить взрывы во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу и «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране». Андрея Чернова, Василия Куксова, Михаила Кулькова, Армана Сагынбаева и Максима Иванкина обвинили в том, что они были участниками террористической организации и помогали готовить теракты.
Все подсудимые находятся под арестом, их доставили в суд под конвоем. Для участия в процессе прибыли 10 защитников и адвокатов, а также представитель Министерства обороны РФ как потерпевшей стороны. Из трех судей Приволжского окружного военного суда на заседание пришел только один.
— Три профессиональных судьи должны рассматривать, — сказал собравшимся судья Юрий Лубков. — Прибыл я один и секретарь.
По словам Лубкова, судьи Андрей Баландин и Дмитрий Сирота не смогли приехать в Пензу, поскольку заняты в других процессах.
— Сегодняшнее судебное заседание будет отложено, поскольку состав суда у нас не обеспечен, — резюмировал Юрий Лубков и закрыл заседание, которое длилось шесть минут.
Следующее заседание он предложил назначить на 14 мая, «поскольку праздничные дни начинаются». Юрий Лубков подтвердил, что процесс будет открытым и журналисты смогут его освещать. По его словам, «пишущая пресса без ограничений присутствует», а вот видеосъемку можно будет проводить только с разрешения суда.
Материалы уголовного дела в 38 томах останутся в Пензенском областном суде и могут быть предоставлены участникам процесса для дополнительного ознакомления.
«Считаю, что обвинение на 100% необоснованно»
На открытый процесс 25 апреля пришло около 30 человек, в основном родственники и друзья задержанных. На входе в здание суда они прошли усиленный досмотр, а в холле суда дежурили сотрудники полиции и судебные приставы.
Алла Куксова, мама обвиняемого в терроризме Василия Куксова, надеется, что «суд услышит все наши пожелания, мольбы и надежды на то, что к Василию и к другим ребятам отнесутся с вниманием и все сделают так, как надо — справедливо».
— Считаю, что обвинение на 100% необоснованно, — рассказала она корреспонденту «7х7». — Мне кажется, что все это подстроено и придумано. Зацепились за какую-то мелочь и раздули такую большую историю, которая прогремела на всю Россию и даже на весь мир. Зацепились за то, что ребята ходили в лес, учились жить на природе, ставили там палатки, пели песни под гитару. Все перевернули с ног на голову.
Алла Куксова не верит в то, что ее сын готовил взрывы:
— Василий вегетарианец. Даже находясь в СИЗО полтора года, он не ест мясо и рыбу. Он вообще не может причинить вреда ничему живому, он даже на рыбалку перестал ходить. Он не мог подвергнуть какой-то опасности человека.
На процесс пришел и председатель совета движения «Поколение нового времени» Иван Финогеев, который лично знает Василия Куксова и Илью Шакурского:
— Я пришел поддержать своих товарищей. Абсолютно абсурдная версия обвинения. Некоторые из этих ребят принимали участие в наших мероприятиях за введение льготного проезда для школьников и студентов, в экологических акциях. Никакого терроризма там в принципе быть не может. Ребята занимались исключительно общественной деятельностью, в первую очередь на благо молодежи Пензенской области.
По мнению Ивана Финогеева, обвиняемые по делу «Сети»* попали в поле зрения ФСБ из-за своих анархистских и антифашистских убеждений:
— Их зацепили, потому что они особо нигде не светились, внимание журналистов к ним не было приковано. Проще взять людей, которые неизвестны СМИ в своем регионе.
О том, что его знакомых обвинили в терроризме, Иван Финогеев узнал через несколько месяцев после их задержания, из сообщений в СМИ. До этого он думал, что они просто прекратили заниматься политикой. По словам Финогеева, общественные активисты ходят и будут ходить на заседания судов по делу «Сети»*. Кроме того, в поддержку заключенных проводятся пикеты и митинги, на 1 мая в Пензе запланировано шествие антифашистов и анархистов.
— Мы не останавливаемся, продолжаем поддерживать ребят не только в судах, но и на улице.
Непредсказуемо долгая «Сеть»*
Анатолий Вахтеров, защитник Ильи Шакурского, убежден, что судебный процесс по делу «Сети»* будет «непредсказуемо долгим». Это связано как с большим количеством обвиняемых, так и с большими объемами материалов дела — 38 томов.
— Многое будет зависеть от явки защитников, которые могут быть заняты в других процессах, — сказал Анатолий Вахтеров корреспонденту «7х7». — Минимум полгода судиться. Будет много доказательств и со стороны обвинения, и со стороны защиты. Подвергать анализу будем каждое доказательство, вплоть до запятой: как письменные, так и вещественные. Кроме того, будут приобщены новые доказательства и вызваны свидетели защиты, которые не заявлены в материалах уголовного дела.
По мнению Анатолия Вахтерова, действия сотрудников следствия и оперативной группы сопровождения «явно выходят за пределы служебных полномочий». Особенно на фоне заявлений обвиняемых о пытках с целью выбить у них признания:
— Полагаю, что в суде будет доказана непричастность моего подзащитного и этих ребят к какому-либо преступлению. Говорить до начала заседания о каких-либо доказательствах не представляется возможным. Но скажу одно: ребята не виновны.
Комментируя версию следствия, Анатолий Вахтеров обратил внимание на то, что обвинительное заключение занимает 15 томов из 38. По его подсчетам, это около шести тысяч страниц:
— Обвинительное заключение явно носит тавтологический характер, там очень много повторов и терминов. Очевидно, для того, чтобы усилить доказательную базу. Но доказательная база — это все-таки доказательства, а не слова.
Дело «Сети»* получило огласку осенью 2017 года, когда сотрудники правоохранительных органов задержали в Пензе и Санкт-Петербурге первых подозреваемых — молодых людей от 22 до 30 лет анархистских и антифашистских взглядов. По версии следствия, они якобы готовили теракты в день выборов президента 18 марта и во время чемпионата мира по футболу в июне–июле 2018 года.
В организации ячейки и участии в ней ФСБ заподозрила Армана Сагынбаева, Дмитрия Пчелинцева, Илью Шакурского, Егора Зорина, Василия Куксова, Андрея Чернова, Игоря Шишкина, Виктора Филинкова, Юлия Бояршинова, Михаила Кулькова и Максима Иванкина. В дальнейшем уголовное преследование в отношении Егора Зорина было прекращено. По мнению родственников других задержанных, он пошел на сделку со следствием и дал «нужные» показания.
Большинство остальных задержанных заявляют, что их пытали электрическим током, чтобы добиться признания.
В феврале 2019 года фигурантов пензенского дела «Сети»* внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
Родители обвиняемых по делу «Сети»* основали неформальную организацию «Родительская сеть». Они пытаются доказать, что во время следствия к их детям применялись пытки. Интернет-журнал «7×7» рассказал о ней в большом репортаже в августе 2018 года.
*Сеть — террористическая организация, запрещенная в России.