В Сыктывкарском городском суде по делу бывшего мэра Сыктывкара Романа Зенищева, обвиняемого в получении взятки, 14 марта допросили бывшего сотрудника мэрии Сергея Ичаева. Он помогал готовить документацию для проведения конкурса на пассажирские перевозки в 2007 году. По версии следствия, все было оформлено таким образом, что выиграть могла только компания «Сыктывкаравтотранс», подконтрольная нескольким фигурантам «дела Гайзера». За это предприниматели якобы платили экс-мэру. На заседании побывала корреспондент «7x7».
Свидетель рассказал, что в 2007 году начал работать как специалист в транспортном отделе администрации Сыктывкара, а до этого возглавлял одно из транспортных предприятий, которое контролировало автономная некоммерческая организация «Автоспас». На заседании суда 1 марта фигурант «дела Гайзера» предприниматель Валерий Веселов сообщил, что большая часть транспортного бизнеса в Сыктывкаре принадлежала другому фигуранту дела предпринимателю Александру Зарубину, а предприятиями руководили через «Автоспас». Доли в транспортных компаниях имели сам Веселов и предприниматели Юрий и Александр Бондаренко. Одним из учредителей «Автоспаса» был Николай Шлопов, до 2009 года курировавший работу ряда транспортных предприятий и руководивший государственным транспортным предприятием «Парк». Он и предложил Ичаеву поработать в транспортном отделе администрации Сыктывкара, чтобы «навести там порядок».
— Я сказал, что не очень знаком с этой работой, а Шлопов ответил: «Там разберешься», — рассказал свидетель.
На работу в администрацию Ичаева, по его словам, принял Виталий Шаталович, который в то время возглавлял отдел ЖКХ, включавший в себя и отдел транспорта.
— Я должен был провести конкурс на пассажирские перевозки, — рассказал свидетель, — еще до трудоустройства в администрацию был разговор со Шлоповым о том, что должна выиграть определенная структура. Конкурс надо было провести в рамках закона, и победить должен был сильнейший.
До Ичаева Шаталович взял на должность руководителя транспортного отдела администрации города бывшего заместителя Шлопова Евгения Сидорова. Он готовил документацию для первого конкурса на транспортные перевозки. На втором конкурсе разыгрывались четыре маршрута от центра города до Эжвинского района.
Представитель стороны обвинения спросил свидетеля, готовились ли такие условия конкурса, при которых победитель мог быть заранее известен.
— Конкурсов было два, и документация во втором была слизана с первого, но она также прошла юридическую проверку, — объяснил свидетель. — Здесь закладывались требования жесткие и правильные, нас проверял и суд. Если учитывать опыт и продолжительность работы и состав транспортных средств предприятия, можно было предположить, какое из них выиграет.
— А вы с Сидоровым обсуждали вопросы организации в интересах Шлопова? — спросил адвокат Олег Филиппов свидетеля.
— Такого я не помню, чтобы конкретный разговор был, — ответил тот.
— А Сидоров говорил, что конкурс надо провести так, чтобы выиграла определенная компания?
Свидетель сказал, что не помнит такого. Он уточнил, что не вносил в условия конкурса изменений, которые могли бы способствовать победе определенной компании, а просто выполнял свою работу. В то же время Ичаев признал, что и он сам, и Сидоров отчитывались Шлопову о своей работе в администрации Сыктывкара.
Роман Зенищев, выступивший в конце заседания, напомнил, что ИП Кутькин и ИП Петрушин с 2007 по 2011 год занимались пассажирскими перевозками из города в Эжву и их предприятия не были подконтрольны Николаю Шлопову и его партнерам по бизнесу. Экс-мэр сказал, что в то время можно было заключить договор с транспортным предприятием без конкурса, если оно является государственным. По его мнению, это должно свидетельствовать о том, что о передаче выгодных маршрутов конкретным предпринимателям за вознаграждение можно было бы договориться и без проведения конкурсов.
В июле 2017 года экс-мэра Сыктывкара Романа Зенищева обвинили в том, что он за деньги предоставлял выгодные маршруты автотранспортным предприятиям города. На одном из заседаний свидетели рассказали, что эти деньги могли быть предназначены бывшему первому заместителю главы Коми Алексею Чернову на предвыборную кампанию «Единой России». В конце февраля 2018 года Чернов опроверг это заявление. Тогда же бывший начальник управления информации администрации главы Коми Павел Марущак заявил о возможном существовании теневых денег в предвыборной кампании «Единой России». В начале марта предприниматель Веселов сначала говорил, что не давал Зенищеву взяток, но позднее подтвердил показания, данные следствию, в которых шла речь о денежных вознаграждениях бывшему мэру.
Версию взаимоотношений администрации города с правительством Коми и крупным бизнесом изложил в своих показаниях предприниматель Юрий Бондаренко. Курировавший транспортные предприятия Николай Шлопов рассказал в суде, что Зенищеву платили за общее покровительство. По версии следствия, в счет оплаты бывшей жене экс-мэра Полине Головановой передали ряд предприятий ЖКХ.
На момент предъявления обвинений Зенищев уже отбывал наказание. Его осудили на девять лет лишения свободы за взятки, растрату и злоупотребление полномочиями.
Следите за последними новостями «7x7» в нашем Telegram-канале «Возбужденная Коми».
Может, и Рома зря сидит?
Не «Рома зря сидит», а зря Рома один сидит без взяткодателей братьев Бондаренко, Шлопова, Веселова.
Вместе было бы не так обидно. Бондаренко на импортных тачках разъезжал по первопрестольной и в элитной недвижимости почивал, а Рома лагерных тараканов кормил. Не справедливо.
Всех отпустить надо.